Найти тему

Юридические тонкости при старте нового проекта.

Новый проект или растущий проект - это всегда классно и воодушевляюще! Преобладают все-таки положительные эмоции, иначе бы мы с Вами бизнесом не занимались! Часто, начиная новый проект, людям кажется, что юрист совершенно не нужен. Дело ведь ещё совсем маленькое, денег приносит мало, да и в интернете информации хватает, а некоторые проблемы и сами могу решиться.

Но практика показывает, что такой подход может привести к очень нехорошим последствием. Человеческая натура такова, что мы не любим решать проблемы. Хотите со мной поспорить? А вот Вам яркий пример. Все мы с детства знаем, что нужно ходить к стоматологу раз в полгода и показывать свои зубы. Но как часто мы делаем это в реальности? А как часто затягиваем с этим? Как часто это выливается потом в гораздо больше траты? Давайте не будем лукавить хотя бы перед собой. С юристом такая же история.

Конечно, ко мне чаще всего обращаются клиенты с уже имеющимися проблемами: когда возникли суды, налоговая пришла с проверкой и прочие неприятности. Но всё-таки есть и те, кто заблаговременно просчитывает все свои шаги и многих проблем им удаётся избежать. Надеюсь, что Вы относитесь именно к такой категории людей, раз читаете этот пост. Предлагаю взять за основу то, что мы с Вами стараемся избежать трудностей и хотим с самого начала определиться с теми моментами, с которыми можем определиться, урегулировать и минимизировать все риски.

Помимо финансовых неурядиц могут быть и более серьезные сложности, такие как репутационные риски - блокировки счетов, сложности из-за этого с клиентами и контрагентами и так далее. В моей копилке, например, есть кейс, приведший к ликвидации успешного бизнеса из-за того, что своевременно не исключили из состава учредителей отошедшего от дел человека. Вот и такое бывает((

Ладно, больше не буду Вас пугать возможными сложностями, но предупредить просто обязана. Итак, на что важно обратить внимание при открытии нового дела:

1. Очень хорошо подумайте об организационно - правовой форме. Я занимаюсь разделами имущества и хочу сказать, что с ИП очень грустная история получается. ИП вроде как юридическое лицо, но при этом, по-прежнему, остается физическим лицом, которое все покупает на свои деньги. Поэтому при дележе имущества ИП все активы делятся пополам, а вот долги, взятые на предпринимательскую деятельность, не делятся. Как вам такая история?


Именно поэтому я всегда рекомендую тем, кто ведет предпринимательскую деятельность, подумать о брачном договоре. И это важно не только на случай развода. Например, если будут требования со стороны кредиторов, то никому не хотелось бы остаться без единственного дома, в котором живёт вся семья. Поэтому очень важно сделать так, чтобы то имущество, в котором Вы живёте, сохранить на человеке, не занимающемся предпринимательской деятельностью.

2. Выбрать режим налогообложения. Обычно рекомендуют отталкиваться при выборе организационно-правовой формы от того, кем вы видите себя через 7-10 лет, предлагают смотреть на перспективу. Но тут важно включать здравый смысл и отталкиваться не только от того, кем вы себя видите, но и от того, в какой сейчас Вы находитесь ситуации.
Например, Вы сейчас работаете в найме и уровень доходов, который Вы планируете получать не превышает двух миллионов в год. При этом у Вас нет необходимости привлекать на постоянный рабочий день каких-то дополнительных сотрудников. Тогда имеет смысл рассмотреть для себя самозанятость. Там и налог меньше, и оформить самозанятость можно нажатием кнопок, а самое главное, что закрыть также легко.
Если Вы пока не уверены и хотите обрести сначала уверенность и прибыль, то я рекомендую начинать с этого. Но там тоже есть свои нюансы.

С ИП же очень интересно все в плане закрытия. Сейчас этот вопрос обострился тем, что многие мужчины выбрали для себя срочный выезд из России. А ИП то можно закрыть только лично, придя на своих двоих либо в налоговую, либо к нотариусу. И вот таких клиентов сейчас у меня много, потому что в других странах могут возникнуть сложности с взаимодействием с нотариусом из России.

С ООО вообще целая процедура ликвидации, а про другие организационно - правовые формы я вообще молчу. И просто начитавшись информации из интернета можно такого наворотить, что долго придется с этим потом разбираться. Очень важно оформлять свое дело так, чтобы не бояться никаких налоговых и вообще никого не боятся и спокойно заниматься развитие своего бизнеса, а не зажимать дыры, когда откуда-то прилетают проверки или какие-то вопросы возникают у наших клиентов, контрагентов, сотрудников.

И опять же все, что касается ИП и ООО - это всегда очень важно в браке и в плане наследования. Подумайте об этом заранее, а не полагайтесь на русский авось.

3. Ошибки на стадии распределения долей. Это надо иметь в виду, когда у Вас бизнес, например, с подругой. Вот работают две подруги вместе, все хорошо, бренд формируют, а потом по какой-то причине расходятся и необязательно потому что поругались. Причин может быть много - переезд в другую страну, появились другие планы или одна из подруг ушла декрет. Более не получается ввести бизнес вместе. И мы понимаем, что у кого ИП - у того и бизнес. А с другой стороны, у кого ИП - у того и проблемы с налоговой. То есть разбирать нужно конкретную ситуацию.

4. Ещё одной ошибкой может быть бессистемный документооборот. Я Вас очень прошу, сохраняйте все бумажки, пожалуйста. Это так бывает важно, они так бывает выручают. У моей мамы есть любимая фраза, мне она очень нравится, и она очень запоминается: “Чем больше бумаги, тем чище п0па”. Если Вы занимаетесь бизнесом, храните все возможные документы хотя бы три года - срок исковой давности. Помимо этого, данная привычка может потребоваться Вам и в решении личных дел.

5. Неочевидная ошибка - работать не по месту регистрации вашего юридического лица. Дело в том, что по закону, Вы можете работать не по месту регистрации только если у Вас есть обособленное подразделение, а это тоже нужно официально оформлять. И помимо штрафа минимум 40 000 руб. есть и куда более серьезные последствия такой ошибки. Все юридические сообщения, направленные по юридическому адресу, пусть даже не полученные стороной, всё равно считаются врученными. То есть Вы вовремя не получаете важную корреспонденцию, которая может быть решающей для Вас как в суде, так и в налоговых органах.

6. Необходимо определиться, должна ли лицензироваться Ваша деятельность. И тут важно либо получить лицензию, либо работать и спать спокойно, зная, что у Вас все законно и без лицензии. Полный перечень услуг, который требует лицензии есть в двенадцатой статье ФЗ-99.

7. Риски за собой влечет и несоответствие деятельности той, что заявлена в документах. Здесь помимо того, что вопросы могут возникнуть у клиентов и у контрагентов, также можно лишить государственной поддержки, если Вы на неё могли претендовать. Ну и для налоговой Вы будете неблагонадёжной компанией.

8. Из-за не проверенных контрагентов, даже если Вы давно с ними работали, могут быть заблокированы счета или Вам могут отказать в возмещении НДС. Потому что контрагенты, которые работают с подозрительными компаниями у государственных органов и банков также приобретают статус неблагонадежных.

9. Употребление таких слов, как “лучший”, “первый” и так далее в Вашей рекламе может заинтересовать антимонопольную службу, потому что это нарушение законодательства о рекламе. Помните также о том, что далеко не все категории услуг и товаров подлежать рекламе. И любая жалоба в нужные органы со стороны коллег - конкурентов может обернуться долгими разбирательствами.

10. Нарушения трудового законодательства. Гражданско-правовые договоры и самозанятость - это хорошо на время, но если этим злоупотреблять, можно вызвать к себе интерес государственных органов. В России, пожалуй, все имеют определенную сноровку и житейскую мудрость, поэтому многие схемы уже изучены и быстро выводятся на чистую воду.

‼️И в заключении хочу напомнить, что расходы на хорошего юриста на стадии начала предпринимательской деятельности гораздо меньше, чем когда Вы уже обрастает деньгами и обязательствами. В начале пути, пока мало операционных вопросов, можно быстро и безболезненно наладить общую структуру, наметить план развития и не допустить, чтобы проблемы как снежный ком навалились. Такие проблемы будет стоить гораздо дороже, отберут и время и нервы.

Поэтому, если есть вопросы, не откладывайте на потом, а записывайтесь на консультацию по номеру телефона +7 901 806 47 58