Знаете, а я удивлена. Удивлена комментариям под заметкой о том, что системы образования больше нет, что я все больше склоняюсь к мысли уйти из школы. Удивлена прежде всего живой человеческой реакцией. Люди чувствуют досаду и растерянность, пишут, а как же, мол, дети, а им куда уйти, а как быть родителям. Совершенно понятные чувства и справедливые вопросы.
Меж тем раньше, на заре этого блога, под подобными заметками гораздо чаще я встречала совсем другие комментарии. "Хватит ныть!", "Не нравится - уходите", "Не занимайте чужое место, уйдете - и придут хорошие учителя", "Раз соглашаетесь на такие условия, других не заслуживаете и платить вам не за что", "Это ваш выбор", "Вот если все уволятся, тогда государство и задумается", - и чего только не писали.
Я не думаю, что произошли какие-то перемены в обществе. Скорее, люди с подобными взглядами стали реже посещать мой канал (что не может не радовать). В обществе же все, как и прежде, глупости меньше не стало.
Почему глупости? Потому что тенденции таковы, что массовый исход педагогов не решает проблемы в образовании, а усугубляет их. Уходя из школ, учителя спасают только себя. Хотя осуждать их, разумеется, невозможно, немыслимо - никто не обязан жертвовать собой ради общего блага. Тем более странно требовать подвига от тех, кому постоянно внушали, что "никто никому ничего не должен".
Неверно также само допущение, что уйти могут все. Всегда останется какой-то процент работников с педобразованием, которым нужно доработать до пенсии, подработать на пенсии (у нас каждый пятый педагог - пенсионер), получить опыт после вуза (и набрать клиентскую базу для репетиторства). Всегда останется какой-то минимальный процент работников, которые просто не хотят, боятся что-то в жизни менять, учиться чему-то новому. Государству хватит этого небольшого процента.
При этом дно ещё не достигнуто, и отток кадров из школ продолжится. За последние 20 лет число педагогов сократилось на треть. Причем, если в начале 2000-х сокращение штатов ещё могли как-то объяснить демографическими процессами, то позже число детей школьного возраста стало расти, а численность учителей - все так же сокращаться.
Вот цифры. В 2005 году в России было 21872 тыс. в возрасте до 15 лет (или 15 млн от 5 до 15 лет) и 1,5 млн педагогов, то в 2022 году детей до 15 лет насчитывалось уже 27387 тыс. (или почти 18 млн. от 5 до 15 лет), а учителей осталось 1,2 млн. Проблема решалась грубо - объединением школ, укрупнением классов и увеличением академической нагрузки на учителя. Когда в этом смысле упёрлись в тупик, стали развивать формат электронного обучения. Ещё до всякого ковида. РЕШ, например, была создана в 2016 году. Потом появилась ещё куча онлайн-сервисов. Пандемия явилась лишь прекрасным поводом привязать к этим платформам массы, обязать ими пользоваться. Пандемия прошла, а сервисы остались. Во многих переполненных школах остались дистанционные дни, часть предметов выведены в РЕШ - так предметники могут и на 4 и на 5 ставках работать, просто переводить оценки с платформы в электронный журнал. Да и зачем предметники? Завучи прекрасно справятся с этой функцией.
Так что будет если не все, но большинство учителей уйдут? Ничего, будет тотальная электронная школа. И теперь не педагогам чиновники будут говорить про бизнес, а родителям про рынок.
2025 год, во время форума "Территория безмыслия" премьер-министр РФ разговаривает с представителями "Родителей России": "Меня часто спрашивают по детям. Школа - это патриотизм, духовность, а если хочется знания получать, есть масса прекрасных способов, при которых можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый рынок частных услуг». Фантастика? Да ладно?