Найти в Дзене

Рыбинские чудеса. Изразцы Новой Хлебной биржи

Изразцы для Рыбинска – тема, казалось бы, не совсем типичная. Облик города по-питерски строг и академичен. Тон в нем задают классический Спасо-Преображенский собор и белая колоннада старой Лоцманской биржи.

Арх. А. Мельников. Спасо-Преображенский собор, 1838 г.
Арх. А. Мельников. Спасо-Преображенский собор, 1838 г.
Арх. Г. Петров. Старая «Лоцманская» биржа, 1811 г.
Арх. Г. Петров. Старая «Лоцманская» биржа, 1811 г.

Классически соразмерны очертания арочных пролётов Волжского моста

Мост через Волгу, 1963 г.
Мост через Волгу, 1963 г.
Дом на Волжской набережной, 97 в Рыбинске
Дом на Волжской набережной, 97 в Рыбинске

Меж тем, изразцы в Рыбинске не просто присутствуют, а представляют одну впечатляющих керамических галерей под открытым небом. Речь об убранстве Новой Хлебной биржи, построенной в 1910-1912 гг. в новорусском стиле. Её фасады украшают не менее полутора сотен многоцветных изразцов – от отдельных пластин до развернутых керамических фризов и панно.

Вид Новой Хлебной биржи в Рыбинске
Вид Новой Хлебной биржи в Рыбинске
-6

Автор Новой Хлебной биржи – столичный архитектор Александр Васильевич Иванов широко использовал полихромную керамику в своём творчестве. Так, построенная в Москве по его проекту гостиница «Националь» (1902 г.) была увенчана большим майоликовым панно «Аполлон и музы», изготовленном на керамическом заводе С.И. Мамонтова «Абрамцево». Правда, после революции его заменили на индустриальный пейзаж с тракторами и заводами по эскизу Ф.И. Рерберга.

Архитектор Александр Васильевич Иванов https://yarwiki.ru/uploaded/c/2/c2b309490b8e86a9b8c4f007d45c0002-1000.jpg
Архитектор Александр Васильевич Иванов https://yarwiki.ru/uploaded/c/2/c2b309490b8e86a9b8c4f007d45c0002-1000.jpg

А вот изразцовое панно Новой Хлебной биржи сохранилось в первозданном виде. На нём изображен герб Рыбинска. Сверху на геральдическом щите – ярославский медведь с секирой. Внизу красуются две «царские» рыбины - стерляди, издавна поставлявшиеся к государеву двору. А в центре находится лестница, по которой Екатерина II взошла с борта галеры в городской собор во время путешествия по Волге в мае 1767 г.

Герб обрамляет изумрудно-зелёный киот с фигурными полуколонками.

-8

Утонченной эстетики модерна полны изразцовые фризы, опоясывающие фасады здания.

-9
-10

Сродни «Подсолнухам» Ван Гога на остроконечных башенках разместились букеты «солнечных цветов».

-11
-12

Янтарно-охристыми тонами переливаются майоликовые фронтоны над главным входом.

-13

Красочное панно на южном фасаде напоминает озорные декорации к балетам «Петрушка» и «Весна священная», прогремевшим в Париже во время «Русских сезонов».

-14
Декоративное панно из 16-ти изразцовых плиток
Декоративное панно из 16-ти изразцовых плиток

Особо стоит отметить многочисленные малые изразцы, размещённые в нишах-кессончиках на северном и восточном фасадах.

Изразцы на фасаде Новой Хлебной биржи
Изразцы на фасаде Новой Хлебной биржи

Авторы явно не стремились к скрупулёзной детализации орнаментов. Чистые насыщенные цвета, упрощенные геометрические формы, гротескные ракурсы складываются в живописную мозаику, проникнутую своеобразной гармонией. В них видятся отзвуки модернистских исканий столпов русского авангарда Аристарха Лентулова и Василия Кандинского.

Коллаж из изразцов в розовой гамме на фасадах биржи
Коллаж из изразцов в розовой гамме на фасадах биржи

Яркие цветовые пятна - от нежно-пастельных до насыщенно-синих тонов замечательно оживляют плоскости стен. Возможно, эти изразцы также изготовлены на подмосковном заводе «Абрамцево» по эскизам С.В. Чехонина.

Коллаж из изразцов в синей гамме на фасадах биржи
Коллаж из изразцов в синей гамме на фасадах биржи