Изразцы для Рыбинска – тема, казалось бы, не совсем типичная. Облик города по-питерски строг и академичен. Тон в нем задают классический Спасо-Преображенский собор и белая колоннада старой Лоцманской биржи.
Классически соразмерны очертания арочных пролётов Волжского моста
Меж тем, изразцы в Рыбинске не просто присутствуют, а представляют одну впечатляющих керамических галерей под открытым небом. Речь об убранстве Новой Хлебной биржи, построенной в 1910-1912 гг. в новорусском стиле. Её фасады украшают не менее полутора сотен многоцветных изразцов – от отдельных пластин до развернутых керамических фризов и панно.
Автор Новой Хлебной биржи – столичный архитектор Александр Васильевич Иванов широко использовал полихромную керамику в своём творчестве. Так, построенная в Москве по его проекту гостиница «Националь» (1902 г.) была увенчана большим майоликовым панно «Аполлон и музы», изготовленном на керамическом заводе С.И. Мамонтова «Абрамцево». Правда, после революции его заменили на индустриальный пейзаж с тракторами и заводами по эскизу Ф.И. Рерберга.
А вот изразцовое панно Новой Хлебной биржи сохранилось в первозданном виде. На нём изображен герб Рыбинска. Сверху на геральдическом щите – ярославский медведь с секирой. Внизу красуются две «царские» рыбины - стерляди, издавна поставлявшиеся к государеву двору. А в центре находится лестница, по которой Екатерина II взошла с борта галеры в городской собор во время путешествия по Волге в мае 1767 г.
Герб обрамляет изумрудно-зелёный киот с фигурными полуколонками.
Утонченной эстетики модерна полны изразцовые фризы, опоясывающие фасады здания.
Сродни «Подсолнухам» Ван Гога на остроконечных башенках разместились букеты «солнечных цветов».
Янтарно-охристыми тонами переливаются майоликовые фронтоны над главным входом.
Красочное панно на южном фасаде напоминает озорные декорации к балетам «Петрушка» и «Весна священная», прогремевшим в Париже во время «Русских сезонов».
Особо стоит отметить многочисленные малые изразцы, размещённые в нишах-кессончиках на северном и восточном фасадах.
Авторы явно не стремились к скрупулёзной детализации орнаментов. Чистые насыщенные цвета, упрощенные геометрические формы, гротескные ракурсы складываются в живописную мозаику, проникнутую своеобразной гармонией. В них видятся отзвуки модернистских исканий столпов русского авангарда Аристарха Лентулова и Василия Кандинского.
Яркие цветовые пятна - от нежно-пастельных до насыщенно-синих тонов замечательно оживляют плоскости стен. Возможно, эти изразцы также изготовлены на подмосковном заводе «Абрамцево» по эскизам С.В. Чехонина.