Давно хотел написать про корреляцию личности и музыкального вкуса, про идентичность индивида через призму вкуса. Потому что есть вещи, которые невозможно не заметить, и которые вызывают много вопросов. И сегодня я постараюсь ответить на эти вопросы, в первую очередь, самому себе.
Почему я отличаюсь от людей, с которыми вырос в похожих условиях?
Как это связано с музыкой и как музыка может служить подсказкой к пониманию личности?
Что нельзя игнорировать
Для начала: что я заметил такого, что побудило к этой статье. Во-первых, я хорошо знаю себя и свой вкус. И встречаю очень мало людей с таким же вкусом, и настолько же мало людей, похожих на меня характером, привычками, взглядами на жизнь, мировоззрением. Люди, у которых вкус похож с моим или имеет что-то общее, имеют что-то общее и со мной, с моей личностью. Обобщая, я подбираю друзей по музыкальному вкусу, точнее музыкальный вкус людей, с которыми я общаюсь, имеет много общего с моим. Чем больше он отличается, тем меньше мы взаимодействуем и общаемся. И это удивительно, если об этом не думать, но закономерно, если погружаться.
Стоит всё это несколько систематизировать. Людей можно разделить на тех, кто слушает музыку, уделяет ей внимание, время; тех, кто слушает то, что попадется, например радио, т е фоном; и тех, кто вообще не обращает внимания, играет что-то или нет. Первые — ведущие, которые сами выбирают и ищут музыку по вкусу, вторые — ведомые, у которых есть некий весьма условный вкус или выбор музыки связан с некими событиями (какой-нибудь запомнившийся саундтрек, песня, игравшая когда случилась первая любовь, музыка, звучавшая во время сильных эмоций, потрясений и т д. То есть это ассоциативный выбор), третьи — где-то в параллельной вселенной, я не пойму, что у них на уме, также как не пойму, что на уме у людей с личностью преступника (есть подозрение, что зачастую это одни и те же люди).
Первый и третий тип
Для начала рассмотрим первых: существует множество исследований, показывающих корреляцию между личностью и музыкальными предпочтениями. Вот одна интересная статья (про большую пятерку личностных качеств), вот другая (жанр-характер), третья (про формирование вкуса), четвертая (про интеллект) и т д. Все они описывают то, что я уже и сам знал или уже догадывался: музыкальность формируется в детстве, основные паттерны в подростковом возрасте, дальше — просто поиск чего-то нового в уже устоявшейся колее. По музыке и плэйлисту научились определять доход, характер, образование, проблемы подростков и даже IQ.
Если чуть подробнее, то в детстве человек знакомится с самим явлением музыки, мелодичностью, гармонией, ритмом. Я думаю, что к третьей категории из моих описанных относятся как раз те, кому не посчастливилось в детстве познакомиться с этим удивительным явлением. С возрастом конечно это приходит, но уже не впитывается в мозг на подсознательном уровне и является просто частью мира, от которой ты достаточно отстранен. Часто у таких людей нет слуха и, если им нравится какое-то произведение, то скорее всего из-за содержания и лирики. И это предположение хорошо сочетается с фактом, что людям с личностью преступника нравится блатняк, а детям из неблагополучных семей часто нравится русский рэп.
Дальше — подростковый возраст и формирование направления музыкального вкуса. Исследования говорят, что подросток ищет себя в социуме и для того, чтобы вписаться в тот или иной круг общения, слушает ту или иную музыку. Т е влияет внешний фактор. Другие исследования говорят, что в период пубертата при прослушивании музыки в большей части задействована область мозга, отвечающая за эмоции, т е музыка выражает переживания и чувства подростка. А эмоции берутся уже изнутри, а значит и музыка будет зависеть от характера и изначально заложенных личностных черт человека. И это глубокое противоречие. Дальше я выберу тот вариант, который считаю верным, и объясню свой выбор.
После 20 лет вкус сформирован, но мозг продолжает искать дофамин, связанный с чем-то новым. Отсюда берется усложнение структур, ритмов, мелодий, но основные черты остаются в рамках уже заложенного вкуса. Человек может даже полюбить новый для себя жанр, но на деле оказывается, что новый жанр в целом имеет те же черты, что и полюбившиеся ранее. Например, может произойти переход от поп-музыки к фанку или от металла к альтернативе, но перехода от рэпа к мюзиклам быть не может.
Второй тип я не смогу описать, поскольку люди этого типа плывут по течению, не углубляясь в поиск новых музыкальных ощущений. Многие люди плывут по течению в разных сферах жизни, а музыка, как я много писал в предыдущих статьях — огромный культурный пласт, гигантская часть жизни, сопровождающая людей, где бы они не находились. И безусловно есть много людей, для которых есть вещи важнее. Для меня тоже есть вещи, кажущиеся незначительными, и в них я не лезу, также плывя по течению. Это выбор каждого и он определен заранее, о чем и пойдет речь дальше.
Вкус и выбор
Что до меня, я очень хорошо помню, как формировались мои вкусы. В детстве это были хиты "голубого огонька" и "старых песен о главном", обусловленные слепой родовой лояльностью. Затем сестра, которая на 5 лет старше, принесла домой альбом "Руки Вверх", это было что-то новое. Потом дебютный альбом Земфиры. Были еще сборники всякого шлака из 90-х, типа "Союз 27, 32 и т д". Но определяющим для меня стало открытие MTV, тогда по нему еще крутили альтернативный рок. Так я познакомился с The Rasmus, HIM, Evanescence и Linkin Park. А потом я стал заложником радио Maximum, которое окончательно определило моё направление.
Дальше, как и сказано в исследованиях, вкус немного менялся, преображался, усложнялся, мозг искал дофамин и получал его. Сегодня я могу назвать себя меломаном.
Но теперь главный вопрос — почему при похожих вводных данных, никто из моих сверстников, одноклассников, знакомых, не прошел похожий путь в формировании вкуса. Для себя я это объяснил так: одни дети спокойные и тихие, другие постоянно капризничают, третьи вечно что-то ломают или балуются; одни быстрее учатся, другие лучше развиваются физически, третьи тормозят во всем. Основные качества в самых общих чертах сформированы в людях с самого рождения. Почему это так — я не знаю: может так встали планеты, может это ДНК так сложилась, может в разных людей вселяются разные души... Но важно то, что качества человека уже определены: хорошие, плохие, нейтральные — именно они формируют музыкальный вкус. А значит и социум в подростковый период не играет ключевого значения. Окружение и воспитание важны и могут даже нейтрализовать одни личностные качества или усилить другие, но всё же они вторичны.
Теперь мне интересно, а чем же определяются изначально заложенные в человеке черты? Но об этом в другой статье и в другом формате, несвязанном с музыкой.
P. S.: Не забывайте поставить свой царский лайк и расскажите в комментариях о своих вкусах и их формировании