Найти тему
George Rooke

«Звездные войны» и реальная история.

Начнем наверное с цитаты.
«Я люблю эту историю, хотя бы потому, что у «Звездных войн» мифологическая, политическая и социальная основы абсолютно историчны», - Лукас в интервью Boston Globe в 2005 году. На самом деле, режиссер настолько увлекается историей создания своих же «Звездных войн», что консультировал авторов книги «Звездные войны и история» в 2013 году, которую редактировали профессора истории Нэнси Р. Рейгин и Дженис Лидл.
В книге « Звездные войны и история», написанной дюжиной ведущих историков и проверенной и подтвержденной Лукасом, указаны многочисленные реальные персонажи и события, которые вдохновили научно-фантастическую франшизу.
И вот вам аллюзия первая. Нацистская Германия. В конце концов, элитные штурмовые отряды, фанатично преданные Галактической Империи, имеют общее название с военизированными формированиями, защищавшими нацистскую партию — штурмовики. Униформа имперских офицеров и даже шлем Дарта Вейдера напоминают те, которые носили члены немецкой армии во время Второй мировой войны, и постепенное восхождение Палпатина от канцлера до императора отражало аналогичный политический подъем  Адольфа Гитлера от канцлера до диктатора. Финальная же сцена оригинальных «Звездных войн» 1977 года, в которой принцесса Лея вручает медали героям-повстанцам Люку Скайуокеру и Хану Соло, а солдаты стоят по стойке смирно, повторяет массовые митинги нацистов в Нюрнберге, запечатленные в пропагандистском фильме Лени Рифеншталь 1935 года «Триумф воли».

Но это аллюзия, так сказать, прямая, очевидная. Самое интересное – это аллюзия номер два. США времен Вьетнамской войны. Хотя существуют параллели между императором Палпатином и такими диктаторами, как Гитлер и Наполеон Бонапарт, непосредственным источником вдохновения для злого антагониста саги на самом деле был американский президент. Согласно книге Дж. В. Ринзлера « Создание «Звездных войн: Возвращение джедая», Лукас, когда его спросили, был ли император Палпатин джедаем во время исторической конференции 1981 года, ответил: «Нет, он был политиком. Его звали Ричард М. Никсон. Он ниспроверг сенат и, наконец, взял власть в свои руки и стал имперским парнем, и он был действительно злым. Но он притворялся действительно хорошим парнем».
В интервью 2005 года, опубликованном в Chicago Tribune, Лукас сказал, что изначально задумал «Звездные войны» как реакцию на президентство Никсона.
«На самом деле это было о войне во Вьетнаме , и это был период, когда Никсон пытался баллотироваться на [второй] срок, что заставило меня исторически задуматься о том, а как вообще демократии превращаются в диктатуры? Потому что демократии не свергают; их сдают».
Напомню, в чем тут дело. В 1972 году Никсон переизбирался на пост президента США. Его соперником от демократов был Макговерн, и Никсон организовал прослушивание штаб-квартиры Демократической партии, дабы Никсон мог спокойно переизбраться с подавляющим большинством голосов. Дело это было раскрыто довольно случайно и начался Уотергейтский скандал, ибо по сути Никсон хотел (по мнению американцев) сменить республиканский строй на свою единоличную диктатуру. При этом, что особо возмутило, руководил прослушкой и действиями против демократов… генеральный прокурор США, Джон Митчел, то есть тот человек, который был должен защищать закон.
Ах да, еще одна аллюзия к эпохе Никсона. Партизанская война, которую вел Альянс повстанцев против Галактической Империи, отражала битву между повстанческими силами и глобальной сверхдержавой, которая разыгрывалась во Вьетнаме, когда Лукас писал «Звездные войны».
Кинорежиссер, который первоначально собирался снимать фильм о войне во Вьетнаме «Апокалипсис сегодня» в начале 1970-х годов, прежде чем перейти к «Звездным войнам», сказал в аудиокомментарии к переизданию «Возвращения джедая» 2004 года, что Вьетконг служил его вдохновением для пушистых лесных эвоков, которые смогли победить значительно превосходящего противника, несмотря на свое примитивное оружие. Как пишет Уильям Дж. Асторе в «Звездных войнах и истории», и вьетконговцам, и эвокам сослужили хорошую службу их
«превосходное знание местности и способность сливаться с ней».

-2

Кинорежиссер, который первоначально собирался снимать фильм о войне во Вьетнаме «Апокалипсис сегодня» в начале 1970-х годов, прежде чем перейти к «Звездным войнам», сказал в аудиокомментарии к переизданию «Возвращения джедая» 2004 года, что Вьетконг служил его вдохновением для пушистых лесных эвоков, которые смогли победить значительно превосходящего противника, несмотря на свое примитивное оружие. Как пишет Уильям Дж. Асторе в «Звездных войнах и истории», и вьетконговцам, и эвокам сослужили хорошую службу их «превосходное знание местности и способность сливаться с ней».

-3

Ну и последняя аллюзия, без которой точно не могло обойтись, ибо вся американская философия начиная со времен создания США на ней густо замешана. Это Древний Рим. Политические институты « Звездных войн», такие как Сенат, Республика и Империя, и псевдо-латинские имена персонажей, таких как канцлеры Валорум и Палпатин, перекликаются с именами древнего Рима. Как отмечает Тони Кин в «Звездных войнах и истории», архитектура планеты Набу напоминает имперский Рим, а гонки на капсулах в «Скрытой угрозе» соперничают с гонками римских колесниц, показанными на экране в « Бен-Гуре» .
Переход от демократической Галактической Республики к диктаторской Галактической Империи на протяжении франшизы также отражает переход Древнего Рима.
«Очевидно, что основная структура истории Лукаса восходит к падению Римской республики и последующему установлению монархии», — пишет Кин.
Что же касается джедаев, то, по рассказам Лукаса, его вдохновили истории о… тамплиерах. Как и джедаи, тамплиеры практиковали индивидуальную бедность внутри военно-монашеского ордена, распоряжавшегося большими материальными ресурсами. Совет старейшин из 12 человек во главе с великим мастером управлял и джедаями, и тамплиерами, а одежда джедаев даже напоминала белые одежды с капюшонами, которые носили христианские воины-монахи, давшие обеты бедности, целомудрия и послушания. Подобно Великой чистке джедаев по приказу канцлера Палпатина в «Мести ситхов», король Франции Филипп IV уничтожил рыцарей-тамплиеров, арестовав сотни из них 13 октября 1307 года, а затем пытая и казнив их за ересь.

-4