Найти тему
Строки на веере

Портрет вдовы Татлина

Портрет вдовы Татлина

— Некоторое время назад судьба свела нас с Алек­сандрой Корсаковой — художницей, вдовой великого Татлина, — рассказывает Наталия Каменецкая.

Мы расположились на кухне у Насти Нелюбиной, Наталия утомлена. Всего несколько дней в Питере — и ни минуты покоя. А тут еще и я с диктофоном. Ну да что поделаешь, ради такого дела приходится терпеть.

— Вы знаете Татлина?

— Слышала, — пожимаю плечами. — Художник-­ку­бист или, скорее, футурист …

— Верно, все слышали. Владимир Евграфович Тат­лин — живописец, график, конструктор. Татлинскую башню видели? Башня Интернационала. 1919 год, Татлин создал модель из стекла и металла — семиэтажное враща­ющееся здание, в котором должен был разместиться высший орган рабоче-­крестьянской власти. Проект не был реализован, но благодаря ему Татлин заслужил ми­ровую славу и остался в истории как новатор искусст­ва. Александра Корсакова была его супругой, отличной художницей, талант которой мерк рядом с именем мужа. Она так и осталась в истории как вдова Татлина. Даже ее портрет работы Ариадны Соколовой называется «Портрет вдовы Татлина». Несправедливо.

-2

Когда мы с ней познакомились, Александре Корса­ковой было уже за восемьдесят, но прямая спина, яс­ный взгляд, мысли, идеи, желание двигаться дальше, что-­то делать... ее невозможно было назвать старухой. Корсакова застала эпоху авангарда и могла часами рас­сказывать о художниках того времени. Очень интерес­ный человек со своей философией, мировоззрением.

Только одна странная деталь: мы встречались два раза и Александра Николаевна почему-­то то и дело воз­вращалась к теме переезда. То она хотела сменить мас­терскую, то собиралась перебраться к знакомому ху­дожнику. Говорила, что он ее звал… Позже мы вспом­ним эти ее слова и вот по какому поводу.

Шел 1990 год. Записав интервью с Корсаковой на магнитофон и расшифровав его (в то время мы с ху­дожницей Ириной Сандомирской работали над новым журналом «Феминистки-­критики»), собрав весь необ­ходимый нам для дальнейшей деятельности информа­ционный багаж, мы отправились в Америку. Там нашу машину ограбили, и чемоданы со всем материалом и первым номером журнала были похищены. Исчезли и пленка, и расшифровка… вообще все!

В это же время в Москве Корсакова покончила с со­бой.

Было такое ощущение, что это она, точно стихийное бедствие, унесла с собой все.

Вот тогда мы и вспомнили о ее разговорах, о необхо­димости что­-то изменить, уехать, начать сначала…

Позже мы воссоздали по памяти интервью. Худож­ник Олег Кулик предложил развесить выставку «Женственность и власть» на плечики, приравняв таким образом женское искусство к гардеробу. В этой выставке по давней договоренности участвовали ра­боты Корсаковой.

Всю жизнь Александра Николаевна прожила как жена, а затем вдова Татлина. Всю жизнь она тяготилась его знаменитым именем и мечтала, чтобы ее оценива­ли по ее собственным делам. И вот же судьба: на по­минках о ней опять говорили как о вдове Татлина. И никто не вспомнил, что она и сама была хорошей ху­дожницей.

В конце разговора Наталия Каменецкая заметила, что Александра Корсакова была по-­настоящему силь­ной, не желающей ни от кого зависеть женщиной, кото­рая тяготилась старостью, заранее страшась того вре­мени, когда не сможет обслуживать себя и сделается обузой для окружающих.

Она была такой же сильной и своевольной, как Лиля Брик. Лиля Брик ведь тоже покончила с собой, сломав шейку бедра и поняв, что не сможет самостоятельно пе­редвигаться. Старость и беспомощность — ужасное со­четание.

Да, легендарная Лиля Брик умерла в возрасте 87 лет, приняв смертельную дозу снотворного на своей даче в Переделкино. Корсакова отравила себя в 86 лет.

Это был фрагмент из книги "Ближнее море". Полностью книгу можно скачать на сайте АвторТудей: https://author.today/work/169183