Известный роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» показал нам, что старшее поколение не всегда понимает «нового», на что указывают постоянные конфликты между их представителями. Мне кажется, что Тургенев не только поднимает проблему поколений, но и пытается её решить. Этот конфликт актуален и по сей день, ведь не раз мы слышали такую фразу: -«ужас, ну и что это за поколение?»
поэтому проблема «отцов и детей» будет ещё долгое время.
На мой взгляд Тургенев показал, что старое поколение уже изжило себя, и требуются перемены. На смену консерваторов приходит демократ Базаров, который отрицает принятые в том обществе устои, за что и получает негативный отклик от старшего Кирсанова.
Ведь Базаров приверженец новой философии нигилизма, а Павел Петрович-либерал и консерватор. Тут и происходит схватка двух поколений. Дело дошло уже и до дуэли, но смысл её заключался в неприязни обеих сторон.
Ситуация показала- общество застряло между двумя поколениями, ведь старый строй уже изжил себя, а новый ещё не пришёл, именно поэтому в романе происходит конфликт поколений.
У Базарова даже был небольшой последователь – Аркадий. Он был его лучшим другом, считал Базарова учителем, и пытался познать философию нигилизма. Но со временем он отрёкся от неё, женясь на Кате и отойдя от теории о создании нового мира.
Борьба между сторонниками «старого устоя» и представителей «нового» было ещё очень и очень давно. Старшие иногда просто не понимают языка молодых, ведь в своё время они не знали таких нововведённых слов, из чего вытекают недопонимания и конфликты. Тот же сленг понятен лишь для единиц взрослых, а для нашего поколения-обыденное дело. У каждого поколения свои взгляды и отсылки, и это не повод устраивать конфликты между двумя сторонами.
В произведении «Отцы и дети» спор произошёл из-за взглядов на мир. Первый оппонент Кирсанов пытается сделать полезное для общества, а Павел Петрович извлекает только из всего собственную выгоду. Их первая стычка произошла из-за философии нигилизма. Базаров считает себя её приверженцем, за которым стоит будущее, и отрицает все принятые нормы. Кирсанов- наоборот, отрицает эту философию, считая её угрозой для всего общества. Так же разные взгляды на любовь, ведь Базаров считает её «белибердой, и непростительной дурью», а Кирсанов наоборот, что это высшее чувство. Несмотря на то, что Павел Петрович не сильно увлекается искусством-он не раз упоминал её роль в обществе, на это главный герой отметил: «опытный химик в 20 раз полезнее, чем поэт». Это и является главной проблематикой романа. Грубость и прямолинейность Базарова выступает против всех манер.
Он уже обозначил для себя принцип- сносить всё старое, не подчиняясь ему. Но даже это не делает героя счастливым. Ведь всё, что он ломает- остаётся без «построек», то есть построить что-то новое на том, что он сделал, не его дело. Даже с родителями Базаров не очень приветлив и отзывчив, ведь считает их приверженцами старого. А что-то им доказывать он не хочет, считая это всё бесполезным. Тургенев относится к Базарову сложно и непонятно. Или он восхваляет его за высокий ум и умение отстаивать мнение, или критикует его за чуждые автору взгляды.
Я считаю, что одной из значимых частей романа является смерть Евгения Базарова. Ведь к концу произведения он не раз сомневается в своей философии и взглядах. Тургенев ведь наделил его большим потенциалом, который используется не в том русле. Его философия немного пошатывается, когда он испытывает чувство любви. Оказывается, что не всё так ему чуждо, отчего он теряется. К нему даже приходит озарение, что для жизни главное. И он понимает, что его действия никак не повлияют на Россию, и люди, которые трудятся изо дня в день гораздо сделали больше, чем он.
Он не хочет умирать, но для него смерть, пожалуй, единственный выход. Все принципы он для себя убрал, и поиск смысла жизни для него бы не увенчался успехом. Базаров прекрасно это всё понимал, на что спокойно принял свою участь. Как бы смерть не только его как человека, а ещё его философии, ведь никто даже из его знакомых не последовал за ним. Был такой человек, и умер. Некоторые погоревали и забыли, но родители несмотря на всё, ходили на его могилу и долго рыдали. Этот конец- окончание всего в этом романе.
Евгений Базаров- новый человек, но он ещё не знает кто он сам, и не избавился от своих недостатков. Мне даже кажется, что смерть Базарова не сильно связана с тифом, а скорее от его стремления отказаться от всего живого, за счёт чего живёт и развивается человечество. Такой своеобразный конец истории подарил нам И.С.Тургенев.