Найти тему
Позитивная старость

Рассказ «Без промаха», Рустем Валаев, 1965г. – пересказ

В своём школьном детстве, более 40 лет назад, я прочёл рассказ советского автора о жизни «там». Он мне запомнился. Книга потерялась, автор забылся. А один психологический момент из сюжета застрял в памяти.

Сюжет такой – передаю по памяти, в самом общем виде.

Легионер-наёмник долгое время работал в Африке на «грязной» работе. Был снайпером. Контракт завершился и ему пришлось вернуться на родину. Работы нет, деньги закончились.

После долгих мытарств ему удалось устроиться в цирке. Там готовили новый номер со стрельбой в яблоко на голове белокурой красотки. Репетиции прошли превосходно, наступала пора гастролей.

Первый вечерний сеанс. Стрелок в гримёрке спокойно готовится к выходу. Он уверен в себе, как никогда. Дело знакомое. И платят неплохие деньги.

Звенит звонок, оркестр играет туш. По сценарию сначала выводят блондинку, она исполняет танцевальные па. Затем ассистенты её поднимают на подиум. Выкатывается второй подиум, где спиной к блондинке стоит стрелок. По команде он разворачивается и немедленно стреляет. Яблоко разлетается, зрители аплодируют.

Итак.

Первая часть сценария подходит к завершению и стрелка вывозят из-за кулис. Раздаётся условный сигнал, стрелок стремительно оборачивается и стреляет.

Бах!

Жертва падает. Пуля попадает точно в лоб. Публика в шоке.

Несчастная оказывается чернокожей девушкой. В последний момент её поставили вместо заболевшей блондинки. Стрелка не предупредили.

Лицо снайпера не дрогнуло. Он только произнёс: «Проклятый рефлекс!».

***

После этого я попытался найти книгу, которую читал в 1978 году - и не сразу, но нашёл - в Интернете. Вот как выглядит обложка:

-2

Друзья, у меня дрогнуло сердце. Когда я последний раз видел эту книгу, мне было 15 лет! А сейчас 59.

Помимо рассказа "Без промаха" в ней есть ещё интереснейшие новеллы о драгоценных камнях. Отрывочно я запомнил их на всю жизнь.

Вот что значит, когда в стране существовала массовая культурная среда. Забытые ныне писатели активно публиковались при поддержке государства. Они формировали подростковое воображение и делали это с огромным культурным вкусом и без педалирования низменных тем.