Найти тему
Светлана Дьяконова

Электронная музыка 70-х

Оглавление

Здравствуйте! Помните, я объявляла о конкурсе дискотек/вечеров танцев/музыкальных гостиных? Если забыли, напоминаю. Желающие присылают мне на почту познавательную программу, мы читаем/слушаем, а потом голосуем и выбираем лучшую. Планировала итоги подвести 1 апреля в день рождения школы "Как раньше". Это если все успеют к тому времени провести свои мероприятия, которые разнятся по жанрам и по подаче. Но скучно точно не будет - обещаю.

Сегодня наш конкурс ведущих мероприятий открывает Николай. Его диджейское имя - Показатель. Показатель - конкурсант №1.

Электронная музыка 70-х

Всем привет! Сегодня у вас в гостях я - диджей Показатель! Любитель хороших дискотек, красивых женщин и, конечно же - отличной музыки и песен, которые вы сегодня здесь услышите и даже увидите!

Вы только представьте себе, дорогие друзья - я весь такой ещё молодой и симпатичный, за микшерским пультом, в окружении прожекторов и мониторов... Ну, в общем - вы поняли... Итак, наша сегодняшняя тема - электронная музыка 70-х. Естественно, я притащил с собою кучу всяких записей.

Supernature

Давайте посмотрим - с чего же начать? А начнём мы, пожалуй, с одного популярного альбома 1977 года группы Cerrone под названием Supernature. Название группы произошло от фамилии её руководителя. Кто же он такой? Прежде всего, Jean-Marc Cerrone родился в 1952 году во Франции в семье итальянских иммигрантов. До сих пор много  споров о правильном произношении его фамилии. Итальянцы упрямо называют его Черроне. Но всё-таки немного о нём самом. Жан-Марк с 12-летнего возраста прекрасно играл на барабанах, чему сильно препятствовал его отец, планируя для сына другую карьеру. Но парень смог достичь больших успехов, став со временем композитором, музыкальным продюсером и создателем концертных шоу. Внедрение в диско-культуру синтезаторов и прочей электроники оказало на него огромное влияние. И вот, в 1977 году выходит третий по счёту альбом Cerrone под названием Supernature. Кстати, текст хита с таким же названием и фантастическим содержанием истории инопланетян написала Lene Lovich. Итак, наш первый сегодняшний трек - Supernature! Всех прошу на танцпол!

Flashdance Love Theme

А дальше для вас в программе - Giorgio Moroder. Сразу немного вас посмешу. На дисковых барахолках моей молодости все пластинки, где он значился на обложках, назывались у нас "мародёрами". Но они очень хорошо обменивались, поскольку были тогда популярны. А вообще-то, этот итальянец родился аж в 1940 году в Южном Тироле, что в Германии. Кстати, художник Ульрих Мородер - один из трёх его братьев.

Джорджио начал самостоятельно учиться игре на гитаре в возрасте 15 лет. В 1968 году он переехал в Мюнхен и получил известность, когда его собственный рок-н-ролл 1969 года Looky Looky был награждён золотым диском в 1970 году. И тут в поп-музыку пришла эпоха синтезаторов и всяких прочих чудес со звуком. Джорджио не отставал от времени и стал одним из патриархов и продюсеров электронной поп-музыки. Ну, а теперь - шикарный и немного интимный инструментальный медлячок из его альбома Midnight Express 1978 года под названием Love's Theme! Кавалеры, не стесняйтесь. Время пришло и ваши милые дамы уже в ожидании...

The Robots

Ну а мы снова непринуждённо войдём в ритм дискотеки вместе с очень старой и доброй композицией немецкой группы Kraftwerk, что в переводе значит "Электростанция".

Это немецкий музыкальный коллектив из Дюссельдорфа, внёсший заметный вклад в развитие электронной музыки. Группа была образована в 1968 году Флорианом Шнайдером и Ральфом Хюттером, но широкую известность приобрела, став квартетом, в который вошли также Вольфганг Флюр и Карл Бартос. Надо отметить, что до 1974 года группа своими композициями совсем "не тянула" на звание электронной. Альбом Autobahn 1974 года стал переломным моментом не только в творчестве группы, но и в современной музыке в целом, продемонстрировав возможности синтезаторов и электроники того времени.

Начиная с 1974 года музыка группы стала менее экспериментальной, с более чёткими электронными ритм-структурами. Они были одной из самых первых поп-групп, создававших свои музыкальные композиции только при помощи электронных инструментов того времени. Даже голос иногда синтезировался с помощью генератора или проходил через вокодер, становясь роботоподобным.

И ещё один немаловажный факт. Уже всемирно знаменитых Kraftwerk показали на советском телевидении в канун 1979 года в программе "Мир встречает Новый год", подготовленной главной редакцией информации. Это была рубрика, в которой рассказывалось о праздничных обычаях разных стран. Мне повезло самому увидеть этот выпуск. Все мои знакомые меломаны тогда очень удивились такой лояльности Министерства культуры. Возможно, сыграла роль главная "фишка" этой песни, где наши политические противники произносят на русском языке - "Я твой слуга, я твой работник". Всё, пока умолкаю, а вы оцените этот хит 1978 года группы Kraftwerk под названием The Robots и, конечно же, - танцуйте!

Equinoxe, part 6

Я понимаю - наши милые дамы снова хотят быть в центре внимания, и для них сейчас - непревзойдённый Jean Michelle Jarre с чисто инструментальной композицией.

Честно говоря, для меня Жан-Мишель Андре Жарр - это великий гуру электронной музыки. Первой фирменной пластинкой, с которой началось моё дискоманство, был его альбом Oxygene. Я могу говорить об этом человеке много и долго, так и не рассказав почти ничего. Но я всё-таки постараюсь хоть что-то донести до вас, мои дорогие друзья.

Жан-Мишель Жарр родился 24 августа 1948 года во французском Лионе. Он - сын композитора Мориса Жарра и участницы движения Сопротивления Франс Пежо, сводный брат киносценариста Кевина Жарра, пасынок актрисы Лоры Девон. Бабушка Жарра происходила из семьи еврейских иммигрантов из Российской империи. Вот такое у него генеалогическое древо.

Жан-Мишель начал учиться играть на фортепиано уже в 5 лет, когда его родители уже развелись и отец уехал в Америку. С 1968 года был членом "Группы музыкальных исследований". Новое увлечение электронным звучанием и синтезаторами Жарра пошло вразрез с основными доктринами GRM, и Жан-Мишель покидает это сообщество, сосредоточившись на электронно-синтезаторном экспериментировании и реализации собственных идей. В 1969 году был записан его первый электронный сингл La Cage / Erosmachine. В 1971 году Жарр использовал электронную музыку для сопровождения балета AOR в парижском "Пале Гарнье".

В 1976 году выходит его второй студийный альбом Oxygene - "Кислород". "Космическая" синтезаторная электроника Жарра имела большой успех - альбом вскоре стал "золотым" и завоевал награду Grand Prix du Disque. Надеюсь, я вас не сильно утомил? Итак, вашему вниманию предлагается композиция Equinoxe, part 6 из альбома 1978 года Equinoxe. В принципе - танцуйте под неё здесь и сейчас так, как вам это больше нравится!

Just Blue

Ну что, немного отдохнули? А теперь снова слегка разомнёмся. У нас в гостях группа Space. Ну конечно - кто же их не знает? Но всё-таки кое-что я напомню.

Space - французская группа, исполняющая музыку в жанре космической электроники и диско. Группа была создана в 1977 году французским продюсером Жан-Филипом Илиеско де Гримальди и композитором-певцом Дидье Маруани, привлекшим к совместной работе клавишника-аранжировщика Ролана Романелли, бас-гитариста Янника Топа, барабанщика Пьера-Алена Даана, а позднее - также известную американскую певицу Madeline Bell.

Дидье Маруани к тому времени имел некоторую известность как сольный поп-исполнитель, но вскоре сосредоточился на своей группе, название которой подсказала композиция Magic Fly, изначально написанная в 1976 году для телепрограммы, посвящённой астрологии. В ранний период музыканты группы всячески подчеркивали научно-фантастическую направленность своей группы, часто выступая в сценических костюмах наподобие скафандров.

Дидье Маруани рассказывал:

Учитывая слова людей, постоянно говоривших мне, что мелодия Magic Fly напоминает звуки, исходящие из космоса, в качестве названия я и выбрал Space. А скафандры появились ещё и потому, что в нём никто не мог меня узнать. Пришлось придумывать творческий псевдоним, и я остановился на Ecama.

Вот такие подробности... А мы с вами смотрим и слушаем  наипопулярнейшую в своё время композицию 1978 года Just Blue из одноимённого альбома группы Space. Танцуют все, кто ещё может!

Anastasis

А у нас опять электронно-инструментальный медлячок от группы Rockets. Это - французская рок-группа, одна из лидеров направления спейс-рок, основана в середине 1970-х годов. Её участники известны своим сценическим образом "пришельцев из космоса", одними из первых в истории музыки масштабными шоу с использованием целого каскада спецэффектов, в частности - "инопланетных" декораций, пиротехники, лазеров и конечно же - костюмов и макияжа.

История Rockets началась в 1972 году, в Париже, где они под именем Crystal играли в основном в клубах. На сцене появлялись в обычном человеческом обличье - в нормальной одежде и с длинными волосами. В 1974 году Crystal меняют название на Rocket Man, и вот пять пришельцев с зелёными глазами (контактные линзы), серебряной кожей и в "космической" одежде впервые появляются перед публикой в Европе, записав сингл Rocket Man.

В 1975 году название группы меняется на Rockets.  Потом идут успешные гастроли, записи пластинок и в 1979 году - выход альбома Plasteroid, который помог группе закрепить свой успех в Испании и Германии. В Италии он даже получил статус "золотого" ещё до того, как поступил в продажу - только по заказам магазинов.

17 декабря 2013 года Rockets выступали в Екатеринбурге со старыми и новыми песнями, концерт длился полтора часа. Кстати, нам с младшим братом, который ради этого прилетел из Хабаровска, довелось побывать на этом концерте. Конечно, от классического состава группы там никого уже и не осталось, но сценическое шоу было выполнено в лучших традициях Rockets. А сейчас - трек этой группы под названием Anastasis из того самого  альбома 1979 года Plasteroid. Внимание, это - Белый танец! Дамы приглашают кавалеров! Мужчины - не спать!

Tryouts For The Human Race

А завершает нашу сегодняшнюю программу весьма своеобразная группа Sparks. Это американский музыкальный коллектив, который создали в 1971 году братья Ronald Mael и Russell Mael, исполнявшие экспериментальный поп-рок с элементами психоделии, прога, прото-панка, а впоследствии - диско и клубной электроники. Время от времени группа радикально меняла направление развития, но в целом получала достаточно высокие оценки музыкальной критики.

В мае 1974 года в  Великобритании группа Sparks выступила в программе Top of the Pops и произвела общенациональный фурор. Расселл и Рон были поражены эффектом, который возымело их первое выступление на телевидении. На следующий день люди окружали их на улице, все диджеи Radio 1 хором заговорили о жутковатом парне с усиками щёточкой.

Рон Мэйл вспоминал позже:

Телевидение только-только стало приобретать силу, особое значение приобрёл крупный план. Перед камерой стало возможно произвести эффект малым, тонким жестом, который совершенно не возымел бы реакции во время концерта в большом зале. Оказалось, что можно поразить людей совсем малым - вздёрнутой бровью, изменением выражения лица, усами. Все это я делал и на концерте, но никто не замечал! Теперь эти вещи начали производить сильный эффект.

В 1979 году в беседе с немецким журналистом братья Мэйл выразили восхищение Джорджио Мородером. Журналист познакомил их с диско-продюсером и тот помог им записать альбом No. 1 In Heaven. Этот диск, выдержанный в синт-поп-ключе, имел успех в Европе - во многом благодаря хит-синглам The Number One Song in Heaven, Beat the Clock и Tryouts for the Human Race.

Позже, по-прежнему немного старомодный и флегматичный на сцене Роналд Мэйл, поменяв стиль стрижки усов, придумал себе другую "фишку".  С 1981 года он стал использовать различные клавишные инструменты и синтезаторы Yamaha и Roland вживую. В том же году он изменил логотип Roland на задней панели своего Roland Jupiter-8 на Ronald, что потом делал на всех своих клавиатурах. Итак, внимание - у нас в гостях группа Sparks с их забойной вещью Tryouts For The Human Race из альбома 1979 года No. 1 In Heaven!

Ну, а на этом я с вами прощаюсь, дорогие друзья! Надеюсь, что вы сегодня вместе со мной интересно и весело провели своё свободное время. До новых встреч! Заглядывайте и на мой канал!