Картинный дом был построен в середине XVIII столетия по проекту Растрелли для художественных коллекций великого князя Петра Федоровича, впоследствии императора Петра III. С 1754-го по 1761 год в нем размещались: оперный театр, картинная галерея, собрание гравюр, библиотека и кунсткамера. То есть здание выполняло роль своеобразного культурного центра.
Вопреки бытовавшему мнению, сложившемуся большей частью благодаря слухам, распространяемым супругой Петра Екатериной, что кроме игры в солдатики он ничем более не увлекается, у будущего императора было много увлечений. Петр III увлекался музыкой, искусством, книгами, театром.
После реставрации в 2015 году для посетителей открыты пять залов постоянной экспозиции музея: Театр, Двусветный зал, Картинный зал, Кабинет-Библиотека и два помещения Кунсткамеры.
В пространстве Картинного и Двусветного залов представлено более 80 живописных полотен западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв. из фондов музеев. Здесь висят большие полотна, иллюстрирующие сюжеты Ветхого и Нового Заветов. Часть картин передана на временное хранение из Эрмитажа, более восьмидесяти полотен из собрания Ораниенбаума и Петергофа. Многое с советского времени находилось в музейных фондах на валах, как принято хранить крупноформатную живопись. Реставраторы Русского музея привели картины в экспозиционное состояние.Благодаря сохранившимся описям и схемам первоначальной шпалерной развески, составленным Якобом Штелином в 1762 году, удалось выявить и вернуть на свои исторические места пять оригинальных полотен из коллекции Петра Фёдоровича.
Коллекция Петра Федоровича насчитывала более 450 живописных полотен. Это было одно из крупнейших частных российских собраний XVIII века. Складывалось оно в течение двух десятилетий из разных источников – заказы художникам, подарки, приобретения. Подбор коллекции не был случайным. В нее входили основные живописные жанры и художественные школы – итальянская, фламандская, голландская, французская, испанская. В описях упоминаются Рембрандт, Тициан.
В библиотеке на столе, покрытом бархатом, документы, глобус, солнечные часы и скрипка, напоминающая о еще одном увлечении Петра Федоровича – музыке. Он играл на скрипке, в его собрании было около 40 скрипок, изготовленных великими мастерами. В Ораниенбауме им был основан придворный театр. На музыкальных представлениях император в прямом смысле играл первую скрипку.
Книжное собрание великого князя насчитывало более 4000 томов. В библиотеке воссоздан резной шкаф, где они хранились. В шкафу-витрине английской работы за стеклом выставлен восточный фарфор, которым будущий император тоже увлекался.
В двух комнатах, где располагалась кунсткамера, воссоздан исторический цвет стен, стеллажи для образцов диковинок XVIII века. Здесь хранились исторические и минералогические древности. На полках произведения китайских и японских мастеров – фарфор, мелкая пластика, морские раковины, предметы из дерева, вазы, китайские заводные механические игрушки. Самый интересный экспонат в библиотеке- механическая китайская игрушка "Ладья небесная". В музее представлен демонстрационный фильм, в котором показана ладья во всех подробностях. Вероятнее всего, механическая игрушка была подарена императору Петру Великому первой дипломатической миссией, прибывшей из Китая, и находилась в Кунсткамере Академии Наук, откуда ее и заимствовал внук Петра I - молодой наследник Петр Федорович (будущий Петр III) - для своей коллекции редкостей в Картинном доме. После гибели “несчастного императора” кораблик был возвращен в Санкт-Петербургскую Кунсткамеру по желанию Екатерины II.
Оперный зал в Картинном доме представляет из себя маленький театр. Он двухэтажный, на втором этаже есть балкон. Для устройства Оперного зала в Картинном доме были приглашены лучшие итальянские театральные специалисты того времени. На сцене ставились итальянские оперы. Была основана придворная театральная школа.
Петр Фёдорович выступал первой скрипкой. В Картинном доме была поставлена первая опера на русском языке "Цефал и Прокрис", написанная Сумароковым (он выпускник Ораниенбаумской театральной школы).
Оперный зал просуществовал с 1755 по 1758 год. На протяжении четырех сезонов ставились итальянские оперы-сериа, комедии и кантаты на музыку Франческо Арайи, придворного капельмейстера императрицы Елизаветы Петровны. Сейчас в оперном зале можно посмотреть мультимедийное представление, посвященное истории русского театра эпохи барокко. Роль старого театра исполняет О.В. Басилашвили. В спектакле использованы фрагменты музыкальных произведений Франческо Арайи, в том числе оперы "Цефал и Прокрис", эскизы декораций Дж. Валериани и театральных костюмов Р.-Л. Боке. Сделано качественно, интересно будет детям и взрослым. Представление длиться 20 минут, идет каждые пол часа.
Благодаря экспозиции Картинного дома открываются новые факты о личности императора Петре III. Возможно, не отдал бы он часть российских земель, завоеванных в Семилетней войне, впечатление о нем было бы иным.
После убийства Петра III хозяйкой Ораниенбаума стала Екатерина II. «Картинный дом» ей был без надобности, он пустовал. Ценные вещи, чтобы не пропали, по распоряжению рачительной императрицы отправили в Петербург в Академию художеств, Императорский Эрмитаж и Петровскую Кунсткамеру. В «Картинном доме» размещался госпиталь, жилые квартиры. С начала прошлого столетия в здание располагалась школа. В 1970-е годы здание-памятник передали в ведение музея.
"Картинный дом" расположен в парке Ораниенбаум, ближайший вход в парк со стороны Дворцового проспекта, 50.
Режим работы в зимнее время: с 10.30 до 17.00 по суббота и воскресенье. В летний период работает и по будням.
Стоимость посещения: 350 рублей полный, 300 рублей льготный, детям до 14 лет и другим льготным категориям граждан посещение бесплатное.
Посещение Картинного дома можно совместить с посещение дворца Петра III
Если Вам понравился моя статья, ставьте "лайк", подписывайтесь на мой канал