Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

"... сего дня..." 14 апреля 1779 г.

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

Сегодня впервые за недолгое в общем-то время существования цикла мы оторвём календарный листок не за упокой, а за здравие! Чуть позже - о самом виновнике торжества, а пока...

"Послушайте меня - я не совру",
Кукушка говорила птицам -
Чижам, щеглятам и синицам:
"Была я далеко, в большом, густом бору;

Там слышала, чего досель не слыхала,
Как соловей поёт.
Уж не по нашему! Я хорошо певала,
Да всё не то! Так сердце и замрёт
От радости, когда во весь он голос свистнет,
А там защёлкает, иль тихо пустит трель:
Забудешься совсем и голова повиснет.
Ну что против него свирель?

Дивилась право я, дивилась...
Однако же не потаю:
По-соловьиному и я петь научилась.
Для вас, извольте, пропою
Точнёхонько как он - хотите?"
- "Пропой - послушаем." - "Чур не шуметь - молчите!
Вот выше только сяду на суку.
Ну, слушайте ж теперь: ку-ку! ку-ку! ку-ку!"

Кукушка хвастуна на память мне приводит,
Который классиков-поэтов переводит.

Согласитесь - пожалуй, что и недурно! Не говоря уж и том, что и остроумно. Итак, "сего дня" 244 года назад в семье крайне небогатого (7 душ!!) Владимирской губернии помещика Ефима Фёдоровича Измайлова родился сын, коего назвали Александром. Биограф последнего И.А.Кубасов (книга издана в Санкт-Петербурге в 1901 году) утверждает, что отец баснописца был "честный и добрый человек, весьма исправный чиновник, прослуживший отечеству с усердием полвека, дослужившийся до статского советника, но не успевший завещать своим детям никаких богатств кроме ничтожного родового имения... да честного имени". Уже немало! Будучи по традиции Эпохи записанным в Преображенский полк каптенармусом, служить там Измайлов не стал, поступив в Горный кадетский корпус, где - по собственному признанию - "особенно занимался словесными науками". Любопытный нюанс, ярко свидетельствующий о "тематическом" уровне преподавания: "В моё время учили в Горном корпусе очень хорошо, но только не горным наукам". Что ж, во всяком случае именно корпусу, да ещё, очевидно, природному любопытству Измайлова, Отечество обязано появлению столь яркой фигуры. Между прочим, первый свой роман (и - отметим - первый "роман воспитания" в России. Наиболее значительный представитель этого жанра в Европе - "Вильгельм Мейстер" Гёте) с чудным названием "Евгений, или Пагубные последствия дурного воспитания и сообщества" был написан им в 18 лет. Роман весьма занятный, с героями, носящими фамилии Развратин и Негодяев, и, кажется, без единого положительного персонажа.

Единственное ОТДЕЛЬНОЕ издание романа. Специалисты утверждают - огромная редкость
Единственное ОТДЕЛЬНОЕ издание романа. Специалисты утверждают - огромная редкость

Тот же И.А.Кубасов утверждает (правда, не вдаваясь в подробности), что некоторой "грубости слога" (и подачи морали), которая отмечается в творчестве Измайлова (и которая позднее восхищала Белинского своей "мужиковатой оригинальностью") автор был "обязан" царящим тогда во многих закрытых учебных заведениях нравам. Вспомним хотя бы графа Толстого-"Американца", специфический юмор и поступки которого, отпугивающие многих из его окружения, были благоприобретены им в Морском кадетском корпусе - без шокирующей конкретизации происходившего там.

Служебная карьера Измайлова продвигалась если не вполне, то достаточно успешно: в 1806 году он уже надворный советник, в 1808-м - старший столоначальник, в 1811-м - коллежский советник (VI класс, соответствующий армейскому полковнику), параллельно рос и его успех в литературном поприще: "имя его ставили наряду с именами Крылова и Дмитриева и звали его "дружкой Крылова". В 1814-м вышло первое отдельное издание его басен, пришла известность среди читателей. Карьера, однако же, застопорилась: видимо творчество стало отнимать у него слишком много времени - в ущерб службе, так что в 1821-м Измайлов вынужден был подать "Записку для получения чина статского советника", чтобы как-то о себе напомнить "кому нужно". Растёт и его опыт в издательском деле: так, в 1817-м отъехавший за границу Греч доверяет присмотр за "Сыном Отечества" именно Александру Ефимовичу, а в 1818-м Измайлов сам начинает издавать журнал "Благонамеренный", просуществовавший до 1826 года. Его никто не закрывал, более того, журнал имел достаточное количество подписчиков - в основном, из ближнего круга его редактора, пользовавшегося среди читателей изрядным уважением. Просто после перевода Измайлова в провинцию на должность вице-губернатора продолжать в том же духе, разрываясь на службу и журналистику, стало затруднительно. О той поре его жизни у многих сохранились самые благоприятные отзывы:

  • "... он брал на себя труд лично раздавать притекающие к нему пожертвования нуждающимся, лично же разыскивая их на окраинах города в их убогих помещениях. Часто к нему обращались письменно с просьбами о помощи или являлись к нему в редакцию, и Измайлов никому не отказывал ни в материальной, ни в нравственной поддержке, и за время существования его журнала им было роздано свыше 10 000 рублей пожертвованных денег. Кроме того, идя навстречу несчастным, Александр Ефимович часто жертвовал из из собственных средств, а при ограниченности последних обращался в случаях экстраординарных за содействием к лицам состоятельным. Чувство сострадания было так сильно развито в Александре Ефимовиче, что несчастия ближних заставляли его порой забывать собственные несчастья"

Портрет весьма привлекательный.

К сожалению, формат цикла не позволяет мне вдаваться в детали его службы вице-губернатором, скажу только, что и там он проявил свои замечательные человеческие качества, вступив в открытое противодействие с несправедливостью, что дошло даже до Государя. Я приведу лишь некоторые суждения примечательных людей о личности скончавшегося в 1831 году Измайлова.

  • Кюхельбекер: "Покойный Измайлов был истинно-добрый мужик: я знал его очень хорошо, любил его и многим ему обязан"
  • Греч: "Измайлов был человек самых честных, благородных правил, добрый семьянин, благонравный, добродушный"
  • Булгарин: "Измайлов стоил того, чтобы знать его коротко. Во всём он был оригинален: и по фигуре, и по одежде, и по образу жизни, и по изложению в своих сочинениях, и даже по голосу. Лучшая из всех его оригинальностей была удивительная честность и праводушие"

В качестве эпитафии ему, пожалуй, более всего подходят те самые строки, что написал сам же Измайлов своему отцу - удивительному статскому советнику с семью крепостными душами:

Здесь прах покоится честнОго человека:

Он зла не делал и врагам;

Служил с усердием отечеству полвека

И имя доброе оставил только нам

Сегодня имя Измайлова почти забыто, оно (как и имя другого популярного когда-то баснописца - Хемницера) напрочь затерялось за мощной фигурою Крылова, за которым стоит нумером вторым тоже не всем уже памятный Иван Иванович Дмитриев. И я буду рад, ежели этот календарный листок в цикле "... сего дня..." открыл для вас что-то новое. А на прощанье - ещё одна басня.

На лире порвалась струна;
Обыкновенная была она.
Вот навязали вмиг другую,
Однако не простую,
А золотую!

И лира начала блистать.
Но стали как на ней играть,
Не та уже была гармония, что прежде.
Коль именитому невежде
Стул в Академии дадут -
Чего ждать тут?

-3

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Предыдущие выпуски "... сего дня...", а также много ещё чего -в иллюстрированном гиде по публикациям на историческую тематику "РУССКIЙ ГЕРОДОТЪ" или в новом каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу

"Младший брат" "Русскаго Резонера" в ЖЖ - "РУССКiЙ ДИВАНЪ" нуждается в вашем внимании