В это непростое время - время очевидной смены общественно-политической формации, мы видим огромное количество, так называемых, деятелей культуры, с противоположной государству лояльностью. Массовость явления, которую скрыть просто невозможно, говорит о необратимости процесса. Посмотрим, как это происходило в предыдущие времена исторических сломов. Здесь есть, что сказать.
В 1922 году, в первые годы после Великой Октябрьской Революции, заметная часть, выражаясь сегодняшнем языком, истеблишмента, не приняла "красную власть" и преспокойно отбыла в Европу. Много позже, уже в девяностые, сие мероприятие окрестили "Философским пароходом". В целях борьбы с инакомыслием, по инициативе Ленина, из страны были высланы представители интеллигенции, науки, культуры и, разумеется, философы. Хотя самые расторопные, и следует полагать, самые непримиримые, отбыли на Запад практически сразу. В их числе: Рахманинов, Прокофьев, Бунин, Набоков и другие. Кто-то в последствии вернулся в Союз, кто-то так и доживал на чужбине. Вместе с членами семей, количество высланных, составляет под две с половиной сотни человек. Это много или мало? Что двигало этими, трудно не признать, талантливыми людьми? Трусость? Непринятие совершающейся истории своей Родины? Поиски лучшей жизни в кризисный момент? Всё же, их просто выслали, вопреки постсоветским байкам о запредельной жестокости новой власти, начала двадцатого века. Инакомыслие считалось нежелательной тенденцией, но являлось смертельным преступлением. Лишь позже, строго наказывались люди контрреволюционного вектора, но это тема другого разговора, с детальным рассмотрением всех аспектов вопроса (для желающих подискутировать на эту тему, к обязательному, хотя бы беглому ознакомлению, работы В.Н. Земского).
Итак, история идёт своим своим нелёгким путём. В первое десятилетие пост монархического государства проходит индустриализация. Далее следуют тяжёлые тридцатые. После - Великая Отечественная и восстановление. Развенчание Культа Личности. Оттепель. И - перестройка. Народ опьянён новыми перспективами. Wind of change. И всё это подогревается определённым количеством деятелей культуры, литературы, кино. Люди начинают грустить по "России, которую потеряли". Триумфальное возвращение Солженицына, призывавшего двумя десятилетиями раньше, в "Гарвардской речи", бомбить Союз. Можно говорить обо всём, равно, как и жалеть обо всём. И из "демократии" мы попадаем "либерализм". Люди, сделавшие себе имена и биографии в советское время и благодаря этому времени, призывают нас его ненавидеть его и каяться за него. Некоторые обращают на себя внимание особым рвением. Например, Лия Ахеджакова. Некоторые "борются с прошлым" применяя незаурядные художественные приёмы. Например, Игорь Тальков.
(Статья взятая из Википедии)
Музыка́льный спекта́кль «Суд» (иногда мю́зикл «Суд») — авторская концертная программа Игоря Талькова, созданная в 1991 году. Представляла собой мюзикл, театрализованный спектакль с исполнением социально-политических песен Игоря Талькова, главной идеей которого являлось совместное со зрителями осуществление суда над организаторами Октябрьской революции 1917 года и последующими руководителями советского государства, «…трудами которых — согласно утверждению Талькова — Российская империя превратилась из могущественнейшей мировой державы в едва ли не самую отсталую страну планеты, а говоря проще и точнее — в сырьевую базу развитых капиталистических стран». Завершался спектакль лирическими песнями Талькова. Программа многократно демонстрировалась на многих концертных площадках СССР весной и летом 1991 года музыкальным коллективом Талькова «Спасательный круг».
Под песни и оптимистические речи, страна катится в девяностые. Алкоголизм, безработица, бандитизм. Кто-то, как тот же Тальков, становиться одной из первых жертв девяностых. Жертвой перестройки, за которую так активно ратовал. Вряд ли его кто-нибудь стал стрелять после концерта с "Летним дождём" в середине восьмидесятых, откуда он начинал. А вот мечта Ахеджаковой сбылась, она смогла вдоволь насладится плодами перестройки, и почувствовать разницу. Хотя и у первого и второй, была абсолютно одинаковая позиция, и в идеологическом смысле и по яркости. Примерно в то же время, Станислав Говорухин снимает трилогию "Россия, которую мы потеряли", спустя время, прилюдно признав ошибочность своих прошлых взглядов. А вот от Ахеджаковой не было ни слова. Наверно, она ни о чём не жалеет.
Шуфутинский, Вилли Токарев, Любовь Успенская - уезжают в США, в поисках лучшей жизни. Не Бунин, чего уж там говорить. Не Рахманинов.
Заканчиваются девяностые, приходят нулевые. За ними десятые приходят, завершаясь мировым коронавирусом. И мы попадаем в дни сегодняшние. Со всеми их тревогами. Которых не было, едва ли не со времён Второй Мировой. События сегодняшнего дня, сопровождаются, как и сто лет назад, инакомыслящей "самопровозглашённой российской интеллигенцией" бегущей на Запад. Бегут даже записные "генералы либеральных войск", в частности Чубайс. Люди, в начале девяностых, хающие советское прошлое, теперь непримиримо критикуют российскую действительность. На этом поприще немало отличилась и Лия Меджидовна. Так отличилась, что спектакли отменяют. Несчастный человек, в какое бы время не жила - всё не то, всё плохо. Интересно, имея уже известный темперамент, замеченный в нагнетании ненависти к общему прошлому, какую бы позицию занял Тальков?
Все перечисленные отрезки времени, объединяет то, что переживая серьёзные кризисы, Россия всегда восстанавливалась и занимала своё место в Мире. Так же, сколько бы не уезжало из страны деятелей искусства и культуры, никогда Россия не пропадала без талантливых людей, всегда находились новые.