Найти тему
История. Мифы. Гипотезы

"Дорога Победы": почему первое время поезда по ней ходили только ночью

5 февраля 1943 года была завершена постройка временной железнодорожной линии, которая напрямую связывала блокадный Ленинград с остальной территорией Советского Союза. Прокладывали её в спешном порядке, начиная середины января по левому берегу Невы и южному побережью Ладоги.

Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по дороге Поляны - Шлиссельбург на Финляндский вокзал. (Источник фото - Mil.ru, автор - Ministerio de Defensa de la Federación de Rusia).
Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по дороге Поляны - Шлиссельбург на Финляндский вокзал. (Источник фото - Mil.ru, автор - Ministerio de Defensa de la Federación de Rusia).

Дело это было непростое из-за того, что работать людям приходилось зимой, по морозу, в условиях бездорожья и далеко не безопасное. Рабочие то и дело при строительстве железнодорожных путей натыкались на неразорвавшиеся мины и снаряды. Да и вражеская артиллерия продолжала обстреливать окрестности Ленинграда, в том числе и тот участок, на котором планировалось построить ж/д линию, связывающую Поляны со Шлиссельбургом.

Но несмотря на все трудности, строительство железной дороги было завершено в срок и 6 февраля 1943 года по ней прошёл первый товарный поезд, везущий грузы, столь необходимые для жителей блокадного Ленинграда, а вслед за ним отправились в путь и другие составы.

Поскольку город на Неве был ещё в кольце вражеской осады, это было рискованным мероприятием. В некоторых местах железнодорожные пути проходили на расстоянии в 3-4 километрах от немецких позиций, откуда прекрасно просматривалась и обстреливалась местность.

Никто из машинистов поездов, курсирующих по "Дороге Победы" не знал, сможет ли его состав доставить груз и вернуться целым и невредимым. Из-за ежеминутного риска эта железнодорожная ветка и получила ещё одно название, куда менее оптимистичное - "коридор смерти". И это - при том, что вдоль всей протяжённости железной дороги были расставлены зенитные орудия, призванные обеспечить безопасность поездов.

Желая уменьшить риски, связанные с вражескими обстрелами, начиная с февраля 1943 и по 25 июня того же года поезда по "Дороге Победы" курсировали только по ночам. Обычно это время успевали пройти 6 составов: 3 в одну сторону и 3 в обратном направлении. В начале эксплуатации ж/д ветки локомотивы меняли на станции Шлиссельбург. Но уже с апреля 1943 года паровозы водили составы от Ленинграда до Волховстроя без всякой замены.

Чтобы увеличить пропускную способность дороги с мая 1943 года поезда по ней каждую ночь шли только в одну сторону, а на следующую ночь их направление менялось. И только 25 июня 1943 года было запущено двустороннее круглосуточное движение поездов.

Но это всё были "товарняки", хоть пассажирские вагоны и раньше включали в состав грузовых поездов, а уже в Волховстрое отсоединяли и подсоединяли к пассажирским составам. А первый пассажирский поезд от Москвы до Ленинграда прошёл по "Дороге Победы" только 10 ноября 1943 года.

-2