Каждый крупный и высокобюджетный фильм всегда делается для пропаганды. Соответственно, каждый персонаж нужен для чего-то, связанного с пропагандой. В фильме «Вратарь галактики» есть персонажи – «спутники». Для чего они нужны и как через них управляют сознанием зрителя?
Во многом «спутники» – это аллюзия на человеческое (доброе) в психике, не случайно у них угадывается форма сердца, а цвет красный. Для общения со спутником нельзя использовать насилие или давление, их можно только попросить, чтобы они что-то сделали. Они являются защитой супергероев, превращаясь в защитный костюм, необходимый для подвигов по спасению мира.
Отчасти «спутники» это аллюзия на детей, ведь фильм семейный и так задаются взрослым модели поведения с детьми.
- Спутник делается из крови владельца, то есть «кровная связь»
- Они искренне выражают эмоции, голос «спутника» детский, таким образом задается внешнее сходство с детьми
- Есть аллюзия на то, чтобы дать ребенку имя, после создания «спутника» он скажет свое имя хозяину, когда почувствует заботу
- «Спутники» появляются они в чем-то похожем на детскую колыбель, окружающие при этом ведут себя соответственно
Видео: сцена с рождением «спутника»: https://vk.com/video195454301_456243232
В фильме немало внимания уделено тому, как нужно вести себя со спутниками. Причем вести себя по-человечески. Таким образом этому учат.
Чему учит фильм через «спутников»
Для того, чтобы раскрыть тему главному герою Антону дали черту характера «бояться спутников». Точнее, у него фобия на ящериц, и именно их ему напоминают «спутники». Это дало возможность показать духовный рост: Антон переходит от неприязни к заботе, учится проявлять человеческие качества, которые ему оказались необходимы для победы над злом.
Например, в этой сцене Антона (а по факту зрителя) учат, что попросить – это нормально: https://vk.com/video195454301_456243280
Обратите внимание. Во-первых, задают модель поведения «просто попроси». Во-вторых, не просто так показывают, как Антон сначала приказывал и давил, но ничего не вышло, и только когда он попросил, то «спутник» снял перчатку.
Сцена с одеванием костюмов: https://vk.com/video195454301_456243279
Все супергерои без проблем одевают костюмы со спутниками, и только Антону потребовалось пояснение «раскрой руки и подумай о том, что тебе нужна помощь». Так учат, что не только нужно помогать, но и попросить помощи незазорно.
При этом, «спутник» – это защитным костюмом атлетов, необходимый им для спасения мира. Так доносится, что для изменения мира к лучшему необходимы подобные человеческие качества, которые нужны при общении со «спутниками».
Но и это еще не все. Чтобы «спутник» стал наиболее эффективным в делах по спасению мира к нему нужно проявить заботу. Для этого показывают необходимость налаживания связи: https://vk.com/video195454301_456243277
Если перенести это на людей, то доносится, что нормальное человеческое отношение и забота о друг друге позволит людям перейти на новый более эффективный уровень взаимодействия. Хорошо бы задуматься о том, что человечество ищет способы развития через технологии, а может есть колоссально недооцененный ресурс для развития через духовные моменты?
Кстати, вышеописанная тема про «наладить связь» будет использована в финальной сцене с «Малышом», где Антон через общение «победил» «злое существо». Чуть-ли не первый фильм, где зло побеждают не насилием, а добрым отношением.
Создатели фильма даже постебались над своей же пропагандой человечного отношения. Сцена с лифтом: https://vk.com/video195454301_456243281
Мемов и приколов в фильме много:
В другой сцене «спутник» жертвует собой, чтобы спасти Антона: https://vk.com/video195454301_456243282
Примечательно, как показали переход к другой сцене. Спутник лечит Антона, жертвуя свою кровь из руки, а следующей сцене злодей Черно болью заставляет «Малыша» подчиняться, используя захват, похожий на руку: https://vk.com/video195454301_456243283
Так показали разность подходов у сил добра и зла, подчеркнув, что насилие это путь зла.
Послесловие
В целом это редкий пример настоящей пропаганды хорошего в кино, которая действительно работает. Обычно в кино показывают формальную пропаганду для вида, чтобы у зрителя создать лишь впечатление пользы. Поэтому многие и не заметили эту пропаганду.
Есть подозрения в наличии подготовки к принятию идей трансгуманизма, и если это так, то некоторые сцены со спутниками смотрятся по-другому. Но пока однозначного вывода я не сделал.
Остальные статьи по фильму (для понимания контекста):