Звероликие идолы, выступающие в неверных сполохах из непроглядной черноты. Призрачные медведи, кони, тигры и совы. Погребальные домики на курьих ножках. Где-то во мгле бухает бубен, предвещая самое нехорошее...
Нет, это не режиссёрская версия "Сердца пармы". Это всё происходит не на съёмочной площадке на Каме, а в центре Москвы - в выставочном комплексе Государственного исторического музея.
Может показаться, что выставка "Сны Сибири" по содержанию не представляет из себя ничего особенного - собрание небольших статуэток, украшений и ритуальных масок ряда сибирских культур с третьего тысячелетия до нашей эры по первые века уже "н.э.". Плюс современное творчество сибирских художников (много помянутого уже Даши Намдакова), вдохновлённое изделиями древних. Хотя сам тот факт, что создатели этих экспонатов были ровесниками Рамзеса II, Перикла и Цезаря, впечатляет.
Но авторская группа "Снов Сибири" сумела создать для своих экспонатов мощные мультимедийные декорации, художественно, пожалуй, мало чем уступающие самим древностям.
Первым делом на выставке вас встречают зловещий волк среди каменных идолов и подозрительная сова на фоне угро-финского погребального домика-чамьи - стражи Сибири бронзового и железного веков, интерактивная карта которой представлена на демонстрационном экране.
Как известно, не боимся мы волка и сову. Поэтому зритель проходит дальше, под курьими ножками большой погребальной чамьи. И там, вдали от света сенсорного экрана, попадает в почти полную темноту, прерываемую только подсветкой экспонатов.
Эта зона выставочного пространства - "Лес" посвящена пермским и приуральским древностям рубежа эр, археологическим находкам ананьинской и гляденовской культур, народы которых - предполагаемые предки коми-пермяков - селились на Каме, когда диадохи Александра рвали на куски древний Восток, а римская республика постепенно перековывалась в Империю. Рядом со многими артефактами выставлены их "тактильные копии" для слепых. А окружают их во мраке сказочной тайги вот такие таинственные фигуры...
Соседнее пространство - "Степи, горы и долины" - посвящено древностям Алтая, Хакасии и Приамурья: окунёвской, таштыкской, тагарской и кондонской культурам. Часть из них - ещё более почтенного возраста, чем пермский звериный стиль. Окунёвцы и кондонцы - ровесники ранних цивилизаций бронзы.
У горно-степно-амурской зоны тоже есть свои высвеченные из темноты "духи-хранители".
Идолы и болваны здесь свои, уже высеченные из камня, на фоне рассвета в алтайской степи. В целом горно-степная зона существенно светлее таёжной. Но и там, и там зрителя сопровождает угрожающе бухающий в темноте бубен - как последний штрих для впечатления участия в таинственном и потенциально опасном ритуале.
А современное творчество сибиряков на древние шаманские темы представлено уже в полностью освещённом зале - который, признаться, после сказочной тёмной медвежути начала выставки уже смотрится даже беднее. Впрочем, скульптуры того же Даши Намдакова расставлены по всему выставочному пространству.
Формально "Сны Сибири" были открыты ещё осенью прошлого года к 10-летию Транссиба и поданы организаторами как "путешествие по Транссибирской железной дороге". Но тема Транссиба в замысле выставки выглядит откровенно лишней и даже анахронизмом в такой "тьме веков".
Выставка будет работать в здании экс-музея Ленина до 19 февраля, так что у тех читателей, что есть или будут в Москве, есть ещё две недели, чтобы потерять дар речи от восхищения вслед за Негодяем. Мой рассказ не передаёт и половины того, что вы испытаете там лично.
"Одиночный" билет на "Сны Сибири" стоит 500 рублей. "Комбинированный" билет на Сибирь, соседнюю выставку московского дамского уличного стиля "Кринолин. Жакет. Свитшот" и в музей Отечественной войны 1812 года в том же здании обойдётся папаше Дорсету в тысячу, но для свидания может стать очень достойным вариантом. Тогда, правда, надо начинать со "свитшота", а "Сны Сибири", как самое вкусное, оставить на потом.
До новых встреч с Негодяем!