Найти тему

Художников Ренессанса обвинили в обмане. Кто и почему?

А вы знали, что почти все великие классические художники на самом деле мошенники? С таким заявлением выступили английский художник Дэвид Хокни и американский физик Чарльз Фалько.

Им показалось странным, что 300 лет художники рисовали так:

И вдруг в один год (1434) стали рисовать вот так:

Обратите внимание на чрезмерную детализацию. Такой резкий переход к реалистичности, а также вытянутость тел и странные объёмы тканей заставили Хокни и Фалько заподозрить обман. Художник и физик выдвинули гипотезу о том, что резкий прогресс в реалистичности изображения случился вовсе не благодаря мастерству и таланту живописцев, а благодаря техническому прогрессу. В то время возникли первые оптические инструменты: камера-обскура, камера-люцида, сферические зеркала. Их-то художники и начали использовать, чтобы срисовывать спроецированное на полотно изображение окружающего мира.

Присмотримся к люстре на полотне Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Удивительно точная прорисовка, воссозданы даже блики. Чарльз Фалько произвёл расчёты и подтвердил, что люстра написана в идеальной проекции, чего невозможно добиться без вспомогательных средств (у люстры не было подготовительного рисунка, писал сразу на «чистовик»).

Что именно помогло художнику в написании люстры? Картина, по мнению исследователей, говорит сама за себя. Изображенное на ней зеркало выпуклое.

Ян ван Эйк. Фрагмент "Портрета четы Арнольфини". 1434
Ян ван Эйк. Фрагмент "Портрета четы Арнольфини". 1434

Значит, было и вогнутое зеркало, которое и спроецировало люстру на полотно. Дэвид Хокни смог доказать это с помощью эксперимента. Он воспроизвёл фрагмент картины, используя вогнутое зеркало в качестве линзы. В итоге, размер спроецированной им люстры оказался точно таким же, как размер люстры Яна ван Эйка.

Кроме того, у камеры-обскура был один нюанс: проецируемое изображение могло быть не более 30см². Именно такого размера головы людей, изображенных на картинах ниже.

Если же требовалось создать большое полотно, необходимо было «собирать» детали по частям, словно это коллаж. В 1500-х же годах линзы увеличились в размере, поэтому и проекция стала больше. Однако были свои нюансы. Во-первых, проекция от линзы на полотно получалась зеркальной, в связи с чем герои на многих картинах выходили левшами, пока конструкцию не снабдили дополнительным зеркалом. А во-вторых, некоторые фрагменты проекции были в расфокусе, поэтому приходилось менять положение холста, и это нарушало композицию. Как итог, взгляните на «Антею» Франческо Пармиджанино - у неё богатырское правое плечо. Даже учитывая приспущенное верхнее одеяние, плечо всё равно слишком большое.

Франческо Пармиджанино. "Антея". 1525
Франческо Пармиджанино. "Антея". 1525

А, например, разведённые руки апостола Павла на полотне «Ужин в Эммаусе» Караваджо одинаковы по размеру, хотя левая находится ближе и, по идее, должна быть больше.

Микеланджело Караваджо. "Ужин в Эммаусе". 1601
Микеланджело Караваджо. "Ужин в Эммаусе". 1601

Сначала живописцы предпочитали умалчивать об изобретении, облегчавшем им жизнь. Вероятно, это связано с тем, что они не хотели иметь конкурентов. Однако впоследствии применение таких приборов перестало быть тайной. Скажем, Каналетто использовал камеру-обскура для создания своих восхитительных видов Венеции. А в крышку мольберта Клода Лоррена изнутри было вставлено чуть выпуклое зеркало из темного стекла.

Джованни Каналетто. Возвращение Буччинторо в праздник вознесения. 1732
Джованни Каналетто. Возвращение Буччинторо в праздник вознесения. 1732

Таким образом родилась гипотеза Хокни-Фалько. Эксперимент Хокни может повторить каждый. Однако не стоит преуменьшать заслуги старых мастеров, ведь никакой оптический прибор не сделает из человека великого художника, и теория Хокни-Фалько это на самом деле только доказывает. Обо всём этом можно подробнее прочитать в их книге 2001 года "Secret Knowledge: Rediscovering the Lost Techniques of the Old Masters" ("Тайное знание: восстановление утраченных техник старых мастеров").

А что вы думаете об этой гипотезе? Делитесь вашим мнением в комментариях.

Вам может быть интересно:

Деревянный Пиноккио существовал на самом деле?

Малоизвестные и малозаметные детали картины "Последний день Помпеи". Рассматриваем вместе

Иногда лучше не знать биографию художника. Константин Маковский и его три любви