Найти тему

Опыт проведения акции «Автомобиль здоровья» на массовых публичных мероприятиях

Основными задачами службы медицинской профилактики являются координация организации и проведения научно-обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья населения на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях; организация и проведение мероприятий в области гигиенического обучения и воспитания населения.

Результатом решения этих задач является повышение уровня санитарной культуры и, соответственно, меры ответственности за собственное здоровье у населения, что является идеальным с позиции стратегического плана мероприятий развития отрасли, принятым в марте 2001 г. на заседании расширенной коллегии Минздрава России, получившим развитие в Концепции охраны здоровья здоровых (пр. МЗ РФ от 21.03.2003г. №114) и Приоритетном национальном проекте «Здоровье» (2006 г), основанных на мероприятиях, направленных на профилактику болезней и пропаганде здорового образа жизни.

Цель акции «Автомобиль здоровья» - привлечение внимания людей к активному участию в сохранении и укреплении собственного здоровья. Повышение информированности населения о формах и методах ведения здорового образа жизни. Улучшение качества оказания первичной медико-санитарной помощи. Впервые акция нами была проведена 12 июня 2006 года.

Мероприятие проводилось в местах наибольшего скопления людей в дни проведения общественных массовых мероприятий. В нашем случае– 31 мая – Всемирный День без табака, 12 июня - День России, День города, 15 ноября – Международный День отказа от курения табака, место проведения - центр города Ульяновска.

Бригада формировалась из работников Областного центра медицинской профилактики (ОЦМП), волонтёров движения «Равный-равному», профильных специалистов ЛПУ, численность задействованных участников проведения – медиков – 5 (врачи (терапевты или общей практики) – 2, средние медработники – 2, регистратор – 1), водитель – 1, волонтёры – студенты – до 15 человек.

Оснащение бригады включало: медицинские весы - 1; ростомер - 1; тонометры – 2; фонендоскопы – 2; калькуляторы – 2; секундомеры или часы с секундной стрелкой – 2; раздаточный печатный информационный материал (буклеты, памятки).

Кроме того, материал и призы для проведения конкурсов (призы представляли благотворители – фирмы «Катрен», «Глобус», МЦ «Надежда», «Смартс»).

В процессе проведения действия мероприятия проводилось:

1. Анкетирование и тестирование населения на предмет выявления факторов риска развития неинфекционных заболеваний (НИЗ);

2. Измерение артериального давления, ЧСС, массы тела у всех желающих, подсчет индекса массы тела;

3. Консультирование (блиц-консультации) врачами всех желающих по вопросам укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни, здорового жизненного стиля и профилактике НИЗ;

4. Проведение викторин и конкурсов медицинской профилактической направленности с вручением призов;

5. Раздача печатных информационных материалов о формах и методах ведения здорового образа жизни и профилактике неинфекционных заболеваний.

Непрерывное действие продолжалось в течение 4 часов. Время штатных сотрудников тарифицировалось одним полным рабочим днём с добавлением его в последующем к очередному оплачиваемому отпуску.

В течение 2007 года мероприятие «Автомобиль Здоровья» организовано трижды. Во время акций проведено:

1. Анкетирований по факторам риска развития НИЗ – 703;

2. Измерено АД – 714;

3. Измерен вес – 1008;

4. Врачебных блиц – консультаций по ЗОЖ – 675;

5. Обменяно на конфеты сигарет – 447 шт.;

6. Участвовало в конкурсах программы «Освободись от табака» - 1026;

7. Участвовало в конкурсах программы «Профилактика ВИЧ» 750;

8. Роздано печатных информационных материалов о формах и методах ведения здорового образа жизни и профилактике неинфекционных заболеваний 10000 экз.

9. Всего на площадках привлечено внимание около 7500 человек (примерный расчёт произведён по среднему времени сменяемости и среднему количеству присутствующих на площадке проведения мероприятия и по учёту розданных печатных материалов).

Таким образом, не найдя описаний в изучаемой периодической литературе аналогов проводимому мероприятию, мы считаем мероприятие «Автомобиль Здоровья» - новаторский метод санитарно-гигиенической пропаганды на групповом и популяционном уровнях. Проведение аналогичных мероприятий можно рекомендовать ЛПУ как форму:

- привлечения внимания людей к активному участию в сохранении и укреплении собственного здоровья,

- повышения информированности населения о формах и методах ведения здорового образа жизни,

- улучшения качества оказания первичной медико-санитарной помощи.

Хаердинов М.С., Ямборко П.В.