Сегодня, к своему стыду, впервые за много лет жизни в Петербурге, побывала в старом здании Мариинского театра, что на Театральной площади, 1.
Сказать, что здание красивое, ничего не сказать. А внутри его красота просто завораживает.
Никогда не разбиралась в балконах, ярусах, бельэтажах, и случилось так, что мы перепутали наши места и зашли на балкон.
Ну сами посудите, как все богато, величественно, шедеврально (если можно так выразиться) с потрясающим убранством.
12 июля 1783г. был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», а 5 октября – торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади. Театр дал новое имя площади – она дошла до наших дней как Театральная.
Театр был построен по проекту Антонио Ринальди и поражал воображение размерами, величественной архитектурой, сценой, оборудованной по последнему слову тогдашней театральной техники. При его открытии давалась опера Джованни Паизиелло («Лунный мир»).
В 1802-1803 годах Тома де Томон – блестящий архитектор и рисовальщик – осуществил капитальное переустройство внутренней планировки и отделки театра, заметно изменил его внешний вид и пропорции. Новый, приобретший парадный и праздничный вид, Большой театр сделался одной из архитектурных достопримечательностей невской столицы, наряду с Адмиралтейством, Биржей, Казанским собором. Но в ночь на 1 января 1811 года в Большом театре разразился грандиозный пожар. За два дня в огне погибло богатое внутреннее убранство театра, серьезно пострадал и его фасад. Тома де Томон, составивший проект восстановления своего любимого детища, не дожил до его реализации. 3 февраля 1818 года возобновленный Большой театр открылся вновь прологом «Аполлон и Паллада на Севере» и балетом Шарля Дидло «Зефир и Флора» на музыку композитора Катарино Кавоса.
В 1836 году с целью улучшения акустики архитектором Альберто Кавосом – сыном композитора и капельмейстера – купольное перекрытие театрального зала заменяется плоским, а над ним размещается художественная мастерская, зал для расписывания декораций. Альберто Кавос убирает в зрительном зале колонны, которые затрудняли обзор и искажали акустику, придает залу привычную форму подковы, увеличивает его длину и высоту, доведя число зрителей до двух тысяч.
В 1859 году Конный цирк, стоявший напротив сгорел. Началось строительство нового помещения будущей «Мариинки» на площадке Конного цирка. Открывшийся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» театр стал называться Мариинским. Он получил это имя в честь супруги императора Марии Александровны.
У Мариинского театра есть «тезка» – город Мариенхамн. Заложенный Александром II в 1859 г. на Аландских островах, принадлежавших тогда, как и вся Финляндия, Российской империи, он тоже получил имя в честь тогдашней императрицы.
В 2002 году в театре решили «ту самую Марию» визуализировать и установили мраморный бюст. Сначала он украшал фойе Направника, затем стоял на первом этаже при входе в партер, сегодня занимает достойное место у Царской ложи. Это копия скульптуры из коллекции Павловского дворца. Ее автор Проспер д’Эпине, прозванный «скульптором королей» из-за того, что много работал для европейских монархов, делал бюст по фотографиям императрицы 1870-х гг., получив заказ уже после ее кончины. Но по свидетельству ее сына, великого князя Сергея Александровича, это «единственное изображение, которое на нее так похоже».
В 1885 году, когда перед закрытием Большого театра на сцену Мариинского переносится большая часть спектаклей, главный архитектор императорских театров Виктор Шретер пристраивает к левому крылу здания трехэтажный корпус для театральных мастерских, репетиционных залов, электростанции и котельной. В 1894 году под руководством Шретера деревянные стропила были заменены стальными и железобетонными, надстроены боковые флигели, расширены зрительские фойе. Подвергся реконструкции и главный фасад, обретший монументальные формы.
В 1886 году балетные спектакли, до этого времени продолжавшие идти на сцене Большого Каменного театра, были перенесены в Мариинский театр. А на месте Большого Каменного возвели здание Санкт-Петербургской консерватории.
В 1968–1970 гг. была осуществлена генеральная реконструкция театра по проекту Саломеи Гельфер, в результате которой левое крыло здания было «вытянуто» и приобрело нынешний вид.
16 января 1992 года театру было возвращено его историческое название – Мариинский.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал!
#мариинскийтеатр
#красотыпетербурга
#старинныйпетербург