Найти тему
Языковедьма

Германские руны: ликбез

От слова "руны" так и веет чем-то таинственным, и в этом нет ничего удивительного: этимологически оно связано с такими понятиями как "тайна", "секрет", "шёпот".

Данные с сайта etymonline.com
Данные с сайта etymonline.com

Уже по такой этимологии ясно, что руническим знакам германцы поначалу приписывали далеко не бытовые свойства.

У рунического алфавита есть условное название - Футарк ("fuþark"). Оно ничего не означает, а является просто порядком первых его шести букв, как Qwerty. Правда, у расположения букв на клавиатуре есть известная нам логика - по частотности и сочетаемости, а вот порядок букв в руническом алфавите мы объяснить не можем.

Слова "алфавит" и "азбука", кстати, это тоже просто названия первых букв, так что метод распространенный.

И этот Футарк не один. Их два: Старший и Младший. И ещё несколько подвидов.

  • Старший Футарк - это наиболее древний алфавит, состоящий из 24 знаков, и относящийся по времени к периоду общегерманского единства (то есть это, в основном, III-V века, эпоха переселения народов).
-3
  • Младший Футарк - это уже эпоха викингов, то есть, главным образом, VIII-XI века, и этот алфавит состоит уже только из 16 знаков. Вариантов младших футарков несколько, поскольку протогерманский язык к этому периоду уже не существовал, он разделился сначала на отдельные диалекты, а затем на разные языки.
-4

Большая часть рунических памятников найдена на территории современной Швеции (более трёх тысяч), после неё идут Норвегия (около шестисот), Дания (около пятисот), Британия (больше ста), Исландия и Гренландия (по нескольку десятков). Были находки также в России, Белоруссии, Украине, Латвии, Германии, Австрии, Франции, Греции, Румынии, Турции, Нидерландах.

Откуда древние германцы взяли свои руны - вопрос относительно открытый.

С одной стороны, ясно, что форма этих знаков - ровные линии без закруглений - была определена методом и материалом. Руны изначально наносили при помощи долота на камни, а значит волны и кружочки рисовать было бы сложнее, чем вот такие угловатые символы.

Но почему они именно такие?

Историю о том, как Один проткнул себя копьём, девять дней висел на Мировом Древе, после чего напился шаманского мёда, услышал руны и написал их своей кровью на этом дереве, мы учитываем, но не воспринимаем как единственно верную, ладно?

Скорее всего, германцы увидели латинский, греческий или этрусский алфавит (или все сразу), и немножечко передрали переделали. Если присмотреться, то можно увидеть, что некоторые руны удивительно похожи на известные нам буквы:

  • ᚠ - "Fehu" ("Fe"), [f], [v] - это та же буква F, только с более косыми горизонтальными черточками
  • ᚨ - "Ansuz", [a] - это тоже очень кривобокая "A"
  • ᚱ - "Raidu", [r] - это "R" вообще без изменений
  • ᚲ - "Kauna", [k] - это "K" без вертикальной черты
  • ᚺ - "Hagalaz", [h] - это "H" с более косой горизонтальной чертой
  • ᛁ - "Isaz", [i] - опять то же, что "I"
  • ᛈ - "Pert", [p] - это перевернутая греческая "π"
  • Σ - "Sowilu", [s] - опять вылитая греческая "Σ"
  • ᛏ - "Tiwaz", [t] - это "T" с наклонными горизонтальными полосками
  • ᛒ - "Berkana", [b] - это опять просто "B"

Ну и так далее. Есть несколько рун, которые совсем не похожи на знаки других алфавитов, но, видимо, германцы уже поняли принцип, и их просто додумали, например ᛃ - "Jara", [j]. Но, может быть, и этот знак придуман не с нуля, а просто настолько сильно переработан, что его признать.

Так что если Один где-то это всё и "услышал", то скорее от финикийцев. Потому что именно от них идут все вышеупомянутые знаки (об этом у меня можно прочитать вот здесь).

Как вы могли заметить, каждая руна несла в себе два значения, звуковое и смысловое, то есть могла пониматься/произноситься и как звук, и как целое слово.

Первоначально их назначение у германцев было магическим. Руны использовались для гадания, то есть для связи с высшими силами. Ещё Тацит писал об этом (I-II вв):

Нет никого, кто был бы проникнут такою же верою в приметы и
гадания с помощью жребия, как они. Вынимают же они жребий безо всяких затей. Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань. После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом, — глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками. Если оно сулит неудачу, повторный запрос о том же предмете в течение этого дня возбраняется, если, напротив, благоприятно, необходимо, чтобы предреченное, сверх того, было подтверждено и птицегаданием.

Очевидно, что при толковании роль играл не звук, передаваемый руной, а смысловое обозначение, то есть руны были чем-то вроде иероглифов.

Помимо гаданий руны использовались, конечно, и для написания текстов, но у этих текстов было несколько любопытных особенностей.

Во-первых, кое-где читать руну нужно было как звук, а кое-где как целое слово, и оба этих метода использовались вперемешку. Ну, слов таких, обозначаемых одним знаком, конечно, было определенное ограниченное количество, по количеству рун.

Во-вторых, тексты, написанные Старшим Футарком, явно играли не менее магическую роль, чем гадание на рунах. Например, зачастую камень с такой надписью ставился текстом вниз, то есть эта надпись не была предназначена для развлечения и информирования любопытных прохожих. Возможно, таким образом писавшие пытались установить связь с кем-то из иного мира - с богами, с демонами или с духами предков. Например, в кургане мог лежать покойник, драгоценности и вот такие вот надписи. А мы знаем, что то, что клали в курган, предназначалось не для живых людей. Но о том, для кого конкретно эти надписи предназначались, остается только предполагать, потому что адресат на них никогда не указывался. Частенько встречаются фразы, предупреждающие о том, что повредивший эти письмена будет проклят.

А автор подписывался, но очень условно, например: "Я похоронил здесь своего сына". Кто этот я - не разъясняется, видимо, кому надо - и так должен был понять.

Писали эти руны, вероятно, специально обученные люди, жрецы. Часто употребляется слово ᛖᚱᛁᛚᚨᛉ ("эрилар"), вероятно, родственное более позднему "ярл", как назывались скандинавские главари. Кстати, в английском оно превратилось в "earl", и мы все знаем его по чаю Эрл Грей, который можно перевести как "граф Серов".

Ещё одна категория надписей - тексты на предметах. Обычно это что-то вроде: "Меня изготовил такой-то" или "Я принадлежу такому-то".

Самой древней находкой такого типа (и рунических записей вообще) является гребень с острова Фюн (Дания).

-5

На нём написано ᚺᚨᚱᛃᚨ [harja], и, хотя точное значение этого слова не установлено, вероятно, оно родственно германским словам, связанным с волосами (например, "hair" - англ. "волосы").

Также оставляли записи на оружии, обычно сообщая его имя. Например, на копье, найденном на территории Украины, значеится ᛏᛁᛚᚨᚱᛁᛞᛊ [tilarids]. Вероятно, копье принадлежало готам, а имя переводится как "попадающий в цель".

Сейчас предметы не так часто имеют личные имена, кажется это осталось только у кораблей. Имена дают только тем предметам, которые действительно уникальны. Для древнего и средневекового человека таким, конечно, было его оружие. Отсюда легенды про Экскалибур, и не только.

А вот тексты, написанные Младшим Футарком, хотя и похожи на более древние, но очень отличаются по сути: они уже явно написаны для людей, хотя это всё ещё могут быть какие-то поминальные записи вроде эпитафий. Что-то вроде "такой-то поставил камень такому-то, сыну такого-то". Например, на острове Березань найден камень с текстом: "Гран поставил этот холм в память о своем собрате Ка(р)ле". Здесь уже указаны все имена, и имя автора тоже, и оно уже выглядит не как некое "я", а упоминается как конкретное имя, от третьего лица.

Березанский рунический камень
Березанский рунический камень

С принятием христианства в германский мир стала проникать латиница. И поначалу она взяла на себя самые сакральные тексты - связанные с Богом. А руны теперь наоборот были чем-то бытовым.

Например, в Бергене (Норвегия) было найдено огромное количество рунических надписей на дереве, и здесь уже тексты касаются исключительно житейских вещей - это счета, долговые расписки, простые записки, охватывающие период с XI по XIV века.

Руническое письмо ничуть не противоречило христианству, что говорит о том, что в это время оно уже не несло никакой сакральности. Встречаются рунические надписи на крестильных купелях, например. Или же рунами написаны обращения к Деве Марии.

До XIX века шведские крестьяне в одной из провинций делали надписи на утвари рунами, правда, уже только в качестве дани традиции.

А если вы хотите погрузиться в эту тему глубже, рекомендую послушать лекции Фёдора Успенского на YouTube :)