Книга из серии «читать невыносимо, но не оторваться». Не люблю такие беспросветные истории, в которых все мрак и ужас, а все же дошел до финала: хорошо написано. Хотя сам финал и показался несколько искусственным.
Шахтерский (явно вымирающий) городок где-то на Кузбассе. Таблички «Метан» стоят в разных частях города, предупреждая о возможной опасности выброса скопившегося в заброшенных шахтах газа. Но тут и без газа местные жители живут как будто по программе самоуничтожения.
Вечерняя школа. Мать, учительница, пристраивает туда свою дочь Веру, вернувшуюся на время из Москвы, где «все сложно», чтобы та немного пришла в себя. Вере, которая в столице преподавала - ставила голоса, поручено организовать для конкурса самодеятельности хор из учащихся с тем ещё жизненным опытом: у многих за спиной детдом и улица - со всеми вытекающими. Знакомясь поближе (а у каждого история одна страшней другой), Вера понимает, что такое на самом деле «все сложно»: она пытается помочь этим малолетним полупреступникам, вытащить, но в итоге, когда одну из учениц убивают за то, что кого-то заразила ВИЧ, да и с хором не получается, сдаётся и бежит в Москву. На вокзале ее ждут ученики. Облепив памятник паровозу, они поют на прощание песню, которую так и не спели: «Я Земля, я своих провожаю питомцев»…
Понимаю, что литература живет по своим законам, и реалистический роман не всегда следует принципу «как в жизни», но когда видишь в нем вот такой надуманно-киношный финал, иначе начинаешь воспринимать то, что было на страницах прежде. Меньше верить, что ли. Хотя, скажу честно, верить в то, что подобное описанному существует, не хотелось изначально…