Знаменитые кондиции, которые порвала Анна Ивановна, — это удивительный документ эпохи. После самодержавного Петра вся Россия находилась в шоке от его глобальных реформ, и сознание дворян, потерпевших немалые лишения от царя, пробудилось.
В документе выражены те требования, которые должны были ограничить самодержавную власть. Как мы знаем, этого не случилось. Однако трудно вообразить, какой была бы страна, если бы этот документ все-таки был принят. В начале кондиций Анна обещала «в супружество во всю … жизнь не вступать и наследника ни при себе, ни по себе никого не определять».
«Ещё обещаемся, что понеже целость и благополучие всякаго государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восми персонах всегда содержать и без онаго Верховнаго тайнаго совета согласия:
- Ни с кем войны не всчинять.
- Миру не заключать.
- Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
- В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховнаго тайнаго совета.
- У шляхетства живота, и имения, и чести бед суда не отымать.
- Вотчины и деревни не жаловать.
- В придворные чины как русских, так и иноземцев без совету Верховнаго тайнаго совета не производить.
- Государственные доходы в расход не употреблять. И всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.
По сему обещаю все без всякого изъятия содержать. Анна».
Список ограничений оказался внушительным, и «верховники» старались внесли как можно больше положений. Начав с вопросов войны и мира, введения новых налогов, члены совета пошли дальше — и запретили императрице вступать в брак и назначать наследников. И — самое главное — командовать гвардией, которая в XVIII веке не раз была опорой императорской власти и участвовала в дворцовых переворотах.
Долгое время «верховники» не решались показать документ дворянам. Наконец, его зачитали 2 февраля, добиваясь поддержки двора, но члены совета просчитались. Сразу же повисло неловкое молчание и наметился раскол. Неожиданно перед лидером «верховников» князем Дмитрием Голицыным выступил князь Алексей Черкасский и потребовал, «чтоб ему и прочей братии давно [было] время поразсуждать о том свободно». Время и власть утекало из рук «верховников», а среди дворян возникло даже несколько оппозиционных кружков.
Кондиции стали итогом бурных обсуждений среди «верховников». Проект Голицына был куда радикальнее и напоминал государственную систему Англии и Швеции. Но другие члены совета побоялись таких реформ — и текст документа вышел компромиссным. «Верховники» не ожидали, что их замысел окажется не единственным. Довольно скоро другие кружки начали предлагать свои варианты государственного устройства.
После смерти императора Петра II прошло всего несколько дней, а Москва уже пробудилась. В России отсутствовала сильная аристократия в западном смысле, которая могла бы противостоять королю. «Перебор людишек» на Руси и постоянные репрессии привели к политическому бессилию дворянства, которое, к тому же, не было единым. Кризис междуцарствия показал, что интуитивное желание свобод обернулось требованием привилегий для себя и своего рода. «Верховники» стремились сохранить власть в своих руках, из-за чего их проект оказался без поддержки.
Если вам понравилась статья, вы можете помочь нашему каналу небольшим донатом — перевести деньги по этой ссылке. Ставьте лайки 👍 и подписывайтесь на наш канал — это помогает нам писать ещё больше и интереснее.