Найти в Дзене
ПОД СТУК

Почему на кривых участках пути один рельс выше другого, и поезда наклоняются на этих участках?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! В этой статье я расскажу, почему на поворотах на железной дороге (а если по-правильному - то в кривых) один рельс располагается выше другого, а поезда, соответственно, проезжают кривую наклонившись.

Распространено мнение, что возвышение наружного рельса в кривой (да, выше находится именно наружный рельс, что, в принципе - логично) нужно для самой возможности поворачивать поезду, ведь колеса жестко соединены друг с другом осью, образуя колёсную пару.

На самом деле, ничего общего с реальностью это мнение не имеет, поскольку поезд поворачивает за счёт конической формы обода, то есть колесная пара сначала едет прямо, но потом с одной стороны выходит на больший радиус, а с другой - на меньший. Ну а если одно колесо меньше или больше другого, становится возможным поворот (при условии их жесткого соединения между собой, разумеется).

Всё дело в том, что когда поезд движется в кривой, то на него действует центробежная сила, стремящаяся вытолкнуть поезд, как бы, наружу из колеи. Также появляется такая вещь, как непогашенное центробежное ускорение (в литературе чаще упоминается как просто непогашенное ускорение), при больших значениях которого пассажиры испытывают неприятные ощущения.

-2

Это когда тело прям так и тянет противоположную сторону от направления поворота, у многих появляется тошнота и прочие неприятные вещи. Однако, это даже ещё не все - из-за центробежной силы также увеличивается нагрузка на наружный рельс, а значит они быстрее изнашиваются, и в них увеличиваются внутренние напряжения. Кстати, для уменьшения износа рельсы также смазывают.

На картинке не совсем верная терминалогия, вместо «наклона виража», на Ж/Д принято говорить таки «Возвышение наружного рельса в кривых участках пути»
На картинке не совсем верная терминалогия, вместо «наклона виража», на Ж/Д принято говорить таки «Возвышение наружного рельса в кривых участках пути»

Ну и собственно для того, чтобы исправить все эти неприятные воздействия центробежной силы и непогашенного ускорения, нужно эту самую центробежную силу уравновесить. Для этого наружный рельс и устраивают выше. Причём, величина возвышения зависит, во-первых, от радиуса кривой (насколько резкий поворот делают пути), а во-вторых - от установленной скорости на участке. Чем меньше радиус и чем больше скорость - тем больше должно быть возвышение.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
-4