Найти тему

Равновесие в композиции. Статика и динамика, симметрия и асимметрия.

Нужно всё-таки "добить" тему теории композиции, чтобы идти дальше. Осталось несколько моментов, заявленных в заголовке.
Композиционное равновесие – такое состояние изображения, при котором все элементы гармонично организованы между собой и передают зрителю ощущение цельности, устойчивости.

Равновесие в композиции достигается за счёт:

  • соотношения размера изображения к формату листа (изображение не должно быть слишком мелким в формате, также изображению не должно быть "слишком тесно", оно не должно быть смещено так, чтобы слева/справа или сверху/снизу оставалось неоправданно много пустого фона),
  • тональных соотношений изображаемых объектов и фона (имеется в виду, что объект может выделяться на контрастном фоне, а может и сливаться с ним),
  • гармонии цветовых пятен.

Набор средств, за счёт которых достигается равновесие, может быть индивидуальным в каждой работе. Приведу несколько примеров.

Вот портрет работы американского художника Джона Сарджента (1856-1925). Белые одежды девочек тяготеют к левой части картины, НО: их изображение уравновешено ярким красным треугольником справа, плюс часть обрезанной вазы также способствует этому. Мысленно уберём эти предметы справа - и явно будет чего-то не хватать...

Джон Сарджент. Дочери Э.Д.Бойта.
Джон Сарджент. Дочери Э.Д.Бойта.

Всем известная картина Ван Гога "Звёздная ночь": темная масса дерева слева уравновешивается яркой луной справа; здесь также гармоничное соотношение нижней части (изображения города) и верхней (звёздного неба).

-2

Чтобы завершить статьи по теории композиции, скажу пару слов о симметрии/асимметрии и статике/динамике, тем более, что здесь всё просто:

Симметричная композиция имеет ось симметрии, у асимметричной её нет.

Например, вот работа с симметричной композицией:

Рафаэль. Сон рыцаря.
Рафаэль. Сон рыцаря.

А вышеупомянутый портрет дочерей Бойта работы Сарджента - асимметричен.

В статичной композиции есть ощущение покоя, неподвижности, а в динамичной присутствует ощущение движения. (Здесь замечу, что движение из верхнего левого угла в нижний правый воспринимается как нисходящее, а из нижнего левого в верхний правый – восходящее).

Так, картина Рафаэля "Сон рыцаря", приведённая как пример симметричной композиции - статична.
А картина
Тинторетто "Тайная вечеря" - скорее, динамична: стол расположен по диагонали, что уже придаёт изображению некоторое движение; персонажи так же в движении, причём практически все без исключения; добавляет напряжения и контрастное освещение:

Тинторетто. Тайная вечеря.
Тинторетто. Тайная вечеря.

На этом цикл статей о теории композиции объявляю завершенным! 😁 Конечно, разговор о композиции будет продолжаться (так как этой действительно необходимо, чтобы научиться создавать интересные и приятные для восприятия картины), но уже больше на практике.