Нужно всё-таки "добить" тему теории композиции, чтобы идти дальше. Осталось несколько моментов, заявленных в заголовке.
Композиционное равновесие – такое состояние изображения, при котором все элементы гармонично организованы между собой и передают зрителю ощущение цельности, устойчивости.
Равновесие в композиции достигается за счёт:
- соотношения размера изображения к формату листа (изображение не должно быть слишком мелким в формате, также изображению не должно быть "слишком тесно", оно не должно быть смещено так, чтобы слева/справа или сверху/снизу оставалось неоправданно много пустого фона),
- тональных соотношений изображаемых объектов и фона (имеется в виду, что объект может выделяться на контрастном фоне, а может и сливаться с ним),
- гармонии цветовых пятен.
Набор средств, за счёт которых достигается равновесие, может быть индивидуальным в каждой работе. Приведу несколько примеров.
Вот портрет работы американского художника Джона Сарджента (1856-1925). Белые одежды девочек тяготеют к левой части картины, НО: их изображение уравновешено ярким красным треугольником справа, плюс часть обрезанной вазы также способствует этому. Мысленно уберём эти предметы справа - и явно будет чего-то не хватать...
Всем известная картина Ван Гога "Звёздная ночь": темная масса дерева слева уравновешивается яркой луной справа; здесь также гармоничное соотношение нижней части (изображения города) и верхней (звёздного неба).
Чтобы завершить статьи по теории композиции, скажу пару слов о симметрии/асимметрии и статике/динамике, тем более, что здесь всё просто:
Симметричная композиция имеет ось симметрии, у асимметричной её нет.
Например, вот работа с симметричной композицией:
А вышеупомянутый портрет дочерей Бойта работы Сарджента - асимметричен.
В статичной композиции есть ощущение покоя, неподвижности, а в динамичной присутствует ощущение движения. (Здесь замечу, что движение из верхнего левого угла в нижний правый воспринимается как нисходящее, а из нижнего левого в верхний правый – восходящее).
Так, картина Рафаэля "Сон рыцаря", приведённая как пример симметричной композиции - статична.
А картина Тинторетто "Тайная вечеря" - скорее, динамична: стол расположен по диагонали, что уже придаёт изображению некоторое движение; персонажи так же в движении, причём практически все без исключения; добавляет напряжения и контрастное освещение:
На этом цикл статей о теории композиции объявляю завершенным! 😁 Конечно, разговор о композиции будет продолжаться (так как этой действительно необходимо, чтобы научиться создавать интересные и приятные для восприятия картины), но уже больше на практике.