Найти в Дзене
Русский сталкер

Великие книги: Танах

Оглавление

«Счастлив человек, который не ходил по совету нечестивых и на пути грешников не стоял, и в собрании легкомысленных не сидел. Только к Торе Господней влечение его, и Тору Его изучает он днем и ночью. И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое плод свой дает во время свое и чей лист не вянет; и во всем, что ни сделает он, преуспеет. Не таковы нечестивые, но как мякина (они), которую развевает ветер». (Теиллим, 1)

Танахом на иврите называют иудейское Священное Писание, во многом являющееся аналогом христианского Ветхого Завета. Сам термин «ТаНаХ», впервые упомянутый в трудах средневековых еврейских богословов, представляет собой акроним названий трех основных разделов этого Писания: Тора, Невиим и Ктувим.

Ветхий Завет по-иудейски

Подобно Ветхому Завету, Танах повествует о сотворении мира и человека, включает Божественный завет и заповеди, а также историю древнееврейского народа до начала периода Второго Храма (516-70 гг. до н.э.) Согласно иудаизму, книги Танаха даровал людям дух святости - руах акодеш.

В состав Танаха входят 24 книги. Их содержание практически идентично Ветхому Завету, но порядок расположения текстов отличается от принятого в христианском Священном Писании.

Первая часть зовется Закон, или Тора, и включает Пятикнижие Моисеево. Вторая – Невиим, или Пророки, включает, помимо пророческих откровений, ряд исторических хроник. Последняя часть - Ктувим, или Писания, состоит из произведений израильских мудрецов и молитвенной поэзии.

Такое деление возникло, согласно многочисленным свидетельствам, еще на рубеже нашей эры. Так, упоминание о «законе, пророках и остальных книгах» встречается в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, датируемой ок. 190 г. до н. э.(Сир. 1:2). Упоминают об этом также Филон Александрийский (ок. 20 г. до н.э. — ок. 50 г. н.э.) и Иосиф Флавий (ок.37 – ок.100).

Существует также Александрийский канон Ветхого Завета (Септуагинта), принятый у евреев Александрии, который лег в основу христианского ветхозаветного канона и заметно отличен от Танаха и по составу книг, и по порядку их расположения, и по содержанию отдельных текстов. Однако сейчас он не применяется.

Тора и пророк Моисей

Слово «Тора» происходит от того же корня, что и hораа — «учение», «указание». Ее также называют «Пятью Книгами Моисея», или Пятикнижием. Традиция гласит, что Тора является выражением Божественной воли и определяет взаимоотношения между Творцом и миром. Также она является Законом, устанавливающим для иудеев (ноахидов) нормы поведения и мышления, приближающие их к осуществлению замысла Творения.

Тора (как в письменной, так и устной форме) была изложена пророку Моисею (Моше) на горе Синай. Имя пророка Моисея присутствует, кроме иудаистского, в христианском и мусульманском Священных Писаниях (в исламе он носит имя Муса). Жил он, если верить источникам, в XV—XIII вв. до н.э.

Известно, что Моисей принадлежал к колену Левия и был сыном Амрама и Иохаведы. Он появился на свет в Египте 7-го адара 2368 г. по еврейскому календарю (1392 г. до н.э.) Произошло это, вероятно, во времена правления XVIII или XIX египетской династии. Как гласит Книга Исхода, в это время численность древнееврейского народа стала столь велика, что тогдашний фараон (это мог быть, согласно разным точкам зрения, Эхнатон, Рамсес II или Мернептах), опасаясь угрозы для Египта, отдал приказ топить всех новорожденных мальчиков в Ниле. Мать будущего пророка, Иохаведа, скрывала младенца до трехмесячного возраста, а затем, когда больше уже не имела возможности прятать мальчика, положила его в корзинку и оставила в тростниковых зарослях на берегу реки в надежде, что ее дитя спасется… Так и случилось: корзинку нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание. Она взяла малыша к себе и усыновила его, несмотря на то, что сразу поняла: перед ней один из еврейских детей… Более того – в кормилицы она, по совету оказавшейся рядом старшей сестры Моисея – Мириам, наблюдавшей за происходящим, взяла родную мать Моисея - Иохаведу, которая и вскормила сына своим молоком.

В качестве воспитанника дочери фараона Моисей какое-то время жил со своими родными отцом и матерью, но в возрасте двух или трех лет они отдали его принцессе. Мальчика стали обучать «всей мудрости египтян» (Деян. 7:22). Он изучал различные науки, в том числе и управление государственными делами. Моисей считался приемным сыном фараона.

Кстати, среди исследователей существуют разногласия по поводу происхождения имени Моисей. По словам Иосифа Флавия, по-древнееврейски это имя означает «спасенный из воды», но есть мнение, что это имя египетского происхождения и означает «сын».

Происшествие на горе Синай и исход из Египта

Так или иначе, когда Моисей вырос, его до глубины души потрясло рабское положение израильтян в Египте. Как-то раз он вступился за израильских рабов и в приступе гнева убил их надсмотрщика… Опасаясь наказания, юноша бежал из Египта и переправился через Красное море в землю Мадиамскую, где поселился у священника Иофора и вскоре женился на его дочери Сепфоре, родившей ему двух сыновей – Гирсама и Елиезера…

Однажды Моисей пас скот у подножия горы Хорив (Синай) и вдруг услышал голос из горящего тернового куста (неопалимой купины). Это был голос израильского Бога, который открыл ему свое имя – Яхве, что на иврите означает «Аз есмь сущий». Бог повелел Моисею вернуться назад в Египет, чтобы освободить израильтян. Сначала будущий пророк не поверил, что с ним действительно говорит Яхве, и тогда, чтобы доказать это, Бог превратил посох в его руке в змея и змея вновь превратил в посох. После чего он сделал так, что рука Моисея побелела от проказы и тут же исцелил ее.

Вернувшись в Египет, Моисей вместе со своим братом Аароном отправились к фараону ходатайствовать об освобождении «сынов Израилевых». Но правитель ответил отказом, и тогда Бог подверг Египет «десяти казням»: вода в Ниле превратилась в кровь; приключилось нашествие жаб, саранчи и различных насекомых; мор охватил людей и скот; на страну обрушились град, огонь и тьма; начали умирать первенцы в семьях египтян и первый приплод у скота; и т.д. и т.п.

Напуганный этими событиями, фараон позволил евреям уйти на три дня в пустыню, чтобы принести жертвы Яхве. Взяв с собой скот, мощи Иосифа Прекрасного и других патриархов, а также золото и серебро, которое они выпросили у соседей-египтян, израильтяне ушли в пустыню Сур. В Египет они больше не вернулись, а отправились искать Землю Обетованную (Ханаан). По пути с ними происходили различные чудеса: так, Бог указывал им путь, днем идя перед ними в столпе облачном, а ночью – в столпе огненном (Исх. 13:21-22). Когда они дошли до Чермного моря, оно расступилось перед ними, но потопило погоню, посланную за ними фараоном…

Скитания

Израильтяне блуждали вместе с Моисеем по пустыне Син сорок лет, и Бог посылал им пищу и воду, в том числе «манну небесную». На третий месяц Исхода из Египта они подошли к горе Синай, и Бог опять заговорил с Моисеем, изложив ему правила, по которым должен жить его народ. Впоследствии Бог дал Моисею каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Торы, и приказал построить святилище - Скинию, а также установил законы богослужения.

За следующие сорок лет Моисей еще дважды всходил на вершину Синая и оставался там на сорок дней. В первый раз, пока он отсутствовал, израильтяне изготовили идола - Золотого тельца. Обнаружив это, пророк в гневе уничтожил и Тельца, и Скрижали… После чего вернулся на гору и стал молить Бога даровать его народу прощение. Когда он спустился, лицо его было осияно Божьим светом, и он вынужден был скрывать его под покрывалом, чтобы люди не ослепли…

Прошло полгода, и Скиния, наконец, была сооружена и освящена. Однако евреи никак не могли достичь Земли Обетованной, и стали постепенно роптать и малодушествовать. Тогда Бог в наказание послал им ядовитых змей, и когда люди пришли в раскаяние, повелел Моисею воздвигнуть

медного змия для врачевания причиненных укусов…

Хотя Моисей учил и наставлял свой народ, «избранный Богом», а также был способен возвещать будущее, он и брат его Аарон не смогли войти в Землю Обетованную из-за маловерия: в Кадесе, когда евреи страдали от жажды, они ударили по скале, чтобы получить воду, вместо того, чтобы просто приказать ей словами дать воду…

Моисей скончался 7-го адара 2488 г. по еврейскому календарю (1272 г. до н.э.), в возрасте 120 лет, назначив своим преемником, по Божьему указанию, Иисуса Навина. Перед смертью Господь призвал его на хребет Аварим: «И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана» (Втор. 34:1). Погребли его «на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня» (Втор. 34:6).

Моисея считают главным пророком в иудаизме: «Если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше, доверенный он во всем доме Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он». (Чис. 12:6-8).

Кто автор Пятикнижия?

Существуют, впрочем, разногласия по поводу того, была ли вся Тора записана Моисеем в течение сорока дней его пребывания на горе Синай, или она писалась им в течение сорока лет пребывания еврейского народа в пустыне, и была завершена незадолго до смерти великого пророка… Между тем, анализ текстов Торы показывает, что писалась она разными авторами. Предположительно она была создана в V в. до н.э. на основе более ранних источников…

Когда именно возникло разделение Торы на пять книг, сегодня точно установить нельзя. Первое официальное упоминание об этом встречается в Иерусалимском Талмуде (ок. III в. н.э.)

Иудейская традиция утверждает, что Пятикнижие представляет собой запись Божественного откровения пророком Моисеем. Лишь последние восемь стихов Второзакония, где рассказывается о кончине Моисея, являются спорными – по одной из версий, они были записаны Иисусом Навином (Иехошуа бин Нуном), по другой также были продиктованы Моисею Богом.

Состав Торы

Первая книга Торы - это Книга Бырейшит (аналог библейской Книги Бытия), рассказывающая о Сотворении мира и возникновении еврейского народа. Содержание ее практически идентично текстам христианской Библии:

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была пуста и хаотична, и тьма над бездною; и дух Божий витал над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью». (Кн. Бырейшит, 1).

Вторая книга – Шемот («Имена», аналог Книги Исхода) – повествует об Исходе евреев из Египта, Даровании учения Торы Моисею на горе Синай и строительстве Скинии. Третья – Книга Ваикра (аналог – Книга Левит) - описывает особенности священнического законодательства и храмовой службы. В Книге Бемидбар (аналог – Книга Чисел) рассказывается о сорокалетних скитаниях евреев по пустыне после Исхода из Египта. И, наконец, последняя книга – Дварим («Слова», аналог - Второзаконие) – содержит предсмертную речь Моисея, в которой повторяется содержание предыдущих книг и даются заветы на будущее:

«Смотри, научил я вас уставам и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы так поступать (вам) в стране, в которую вы входите, чтоб овладеть ею. Храните же и исполняйте, ибо это мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав обо всех этих уставах, скажут: "как мудр и разумен народ, этот великий народ"». (Дварим. Гл. Ваэтханан 5:6).

Исследователи полагают, что Дварим следует отождествить с «Книгой Торы», обнаруженной в Иерусалимском храме в 622 г. до н. э., а четыре остальные книги были канонизированы во времена первосвященников Ездры (Эзры) и Неемии (Нехемии).

Существуют различные редакции Торы, относящиеся к разным эпохам. Последняя редакция, по мнению экспертов, появилась в период после Вавилонского пленения (ок. 600 400 гг. до н. э.)

Пророки и Писания

Раздел «Невиим», или «Пророки», состоит из восьми книг. Он охватывает эпоху начиная от прихода израильтян в Землю Обетованную до вавилонского пленения Иуды (так называемый «период пророчества»). Существует разделение Невиима на Ранних Пророков (эти разделы носят более исторический характер) и Поздних Пророков (здесь пророчества носят скорее характер проповедей).

«Ктувим» (что дословно означает «Записи», или «писания»), также носит греческое название «Агиография» (дословно - «Писания Святых»). Этот раздел состоит из 11 книг, которые, в свою очередь, делятся на три подгруппы. К первой подгруппе относятся три поэтические книги (Сифрей Эмет) - Техилим (Псалмы), Мишлей (Притчи) и Книга Иова. Ко второй - Пять Свитков (Хамеш Мегилот), каждый из которых в синагогальном богослужении положено читать в определенные дни года. Это Шир А-Ширим — Песнь Песней (Песах), Книга Рут (Шавуот), Эйха — Плач Иеремии, Кохелет – Книга Екклесиаста (Суккот) и Книга Эстер (Пурим). В третью подгруппу входят исторические книги: Книга Даниэля, Книга Эзры и Книга Нехемьи, а также Диврей а-Ямим — Хроники (Паралипоменон).

Поскольку книги раздела Ктувим были созданы, собраны и включены в канон позднее книг, входящих в два других раздела, специалисты считают, что окончательная их редакция могла быть составлена приблизительно во II в. до н.э. - I в. н.э.

Толкования Танаха

Процесс толкования Танаха выражается термином «паршанут», который образован от глагола «прш» - «точно определять, разъяснять, истолковывать». В иудейском понимании тексты Танаха являются законченными, завершенными, пребывающими вне пространства и времени и обладающими абсолютной и неисчерпаемой мудростью и значимостью, которые, однако, не все способны постичь…

Начиная с самых древних времен иудеи приписывали толкованию Танаха, особенно Пятикнижия, огромное значение. Так, еще в 445/4 гг. до н. э. первосвященником Ездрой в Иерусалиме были организованы публичные чтения Сефер Торат Моше («книги учения Моше»). При этом организаторы чтений старались, чтобы люди не только слушали, а чтобы прочитанное до них доходило: «…левиты делают учение понятным (мевиним) народу… И читали в книге учения Элохима, истолковывая (мефораш) и с разумением, и [народ] понимал в читанном» (Нех.8:7-9). Эта тенденция получила свое развитие в жанре словесного творчества пешарим, созданном эссенами-кумранитами: «И в месте, где будут десять человек, пусть неотступно будет с ними человек, толкующий Учение денно и нощно» (Уст. VI:6).

Кумраниты старались соотнести тексты Танаха с окружавшими их реалиями. Так, ассирийский город Ниневию они рассматривали как Иерусалим, египетский город Но-Амон (Фивы) — как колено Менаше, и т. д. и т.п.

Филон Александрийский, в свою очередь, утверждал, что все слова в Танахе имеют два значения – «внешнее» и «внутреннее», то есть прямое и аллегорическое. Так, Адам и Хавва (Ева) не только первые на Земле люди, как учит Священное Писание. Адам также является воплощением разума, а Хавва – чувственности. Четыре реки, протекающие в саду Эден (райском саду) соответствуют четырем основным добродетелям — мудрости, уравновешенности, храбрости и справедливости…

Иной способ толкования предложил в конце IX — первой половине X в. еврейский мыслитель и толкователь Саадия Гаон (882-942 гг.) Он считал, что для открытия истины, содержащейся в текстах Танаха, следует лишь научиться правильно их понимать. Это возможно на двух уровнях — пешат («прямой смысл») и драш («толкование»). Хотя возможность аллегорического толкования древнееврейских священных текстов Гаон тоже допускал – в том случае, если прямые толкования противоречат логике.

В XIстолетии Раши (раби Шеломо Йицхаки, 1040-1105) составил знаменитый комментарий, уделявший особое внимание этимологии и семантике слов в Танахе. В XII в. выдающийся еврейский философ и богослов Маймонид (между 1135(38)–1204), сделал попытку объединить религию иудаизма с философским учением (в основном используя постулаты Аристотеля). Так, он уделял особое внимание встречающимся в тексте географическим терминам и прибегал к аллегориям, если видел в текстах противоречия с философскими выкладками.

Танах с христианскй точки зрения

Хотя, разумеется, главным образом толкованием Танаха занимались еврейские богословы и мыслители, он интересовал и христианских теологов. Одни богословы признавали религию Яхве – иудаизм – «предшественницей» христианства, другие полностью отрицали связь между нею и Новым Заветом… Также различные христианские деятели использовали различные способы толкования иудейских священных книг. К примеру, Фома Аквинский (ок. 1225-1274)) полагал, что у Танаха два творца – Божественный, проявляющий себя в действиях, и человеческий, который проявляет себя в словах. Задача же толкования писания состоит в том, чтобы через понимание словесного смысла приблизиться к пониманию божественных деяний. Для этого одни богословы (например, Климент, Ориген, Кирилл Александрийский) пытались толковать тексты Танаха аллегорически, а другие (такие, как Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Диодор Тарсийский, Иоанн Златоуст и проч.) предпочитали прямое толкование. Папа же Григорий Великий (ок. 540-604) сделал попытку синтеза обоих способов толкования:

Слово учит деяниям, аллегория — тому, во что веруешь,

Моралия — тому, что делаешь, а к чему ты стремишься…

Танах имел влияние и на западноевропейскую литературу. Примерами тому могут служить трагедии «Эсфирь» и «Гофолия» Жана Расина (1639—1699), «Еврейские мелодии» и «Каин» Джорджа Гордона Байрона (1788—1824).

Для нас Танах имеет ценность в первую очередь как один из имеющихся вариантов Священного Писания, способный пролить свет на историю религии и духовно-религиозного самосознания человечества.

Из книги Ирины Шлионской

"50 Великих книг, содержащих послания человечеству. Мифы и реальность"

Публикуется с разрешения автора