Найти тему

По следам покойного

Художник Алена Петрачкова
Художник Алена Петрачкова

НОЧЬ МОЕЙ СМЕРТИ

Глава 6 | Начало

Глупое заблуждение, что после смерти пустота, и духи ничего не чувствуют. Призрачное естество пронзил мощный удар невысказанной боли. Я согнулся пополам, ощущая неподдельную утрату себя, безысходности и злости. Подобно искре, она зарождалась изнутри, разгораясь в неистовое пламя, разрывая на части душу. 

"Моя Искорка... Софья! Почему?!"

Оглушительным криком боль прорвалась наружу, срывая порывом ветра остатки листьев на дереве. Сыскари обернулись, с удивлением наблюдая вихрь, который затих, осыпавшись пожухлой листвой, едва я осознал правду. 

Невыносимая и ноющая тоска опустилась, накрыла с головой. Поставив точку в деле, Юровский навсегда припечатает мою сущность к вечному и бессмысленному скитанию, если я не найду способ указать сыскному отделу, кто убил меня — Фомкина Дмитрия. 

— Что вы, Эрнест Андреевич, задумали? — спросил Засельский, следуя за сыщиком вдоль улицы. — Возьмем экипаж? 

— Нет, Константин Викторович. Планирую пройтись пешком. Полезно для здоровья, чего и вам желаю! Вдобавок, хочу проследить путь, по которому раненый Митька добрался до ювелирной лавки, а там уже испустил дух. Из заключения патологоанатома следует, что помимо истинной причины смерти — разрыв легкого — Фомкин получил удар по голове тупым предметом. Всплывает закономерный вопрос: удар пришелся до падения или в процессе? Это, любезный Константин Викторович, в корне меняет дело. 

— Коль Фомкин получил увечья в момент падения, — задумчиво проговорил помощник следователя, замедляя шаг, — стало быть, виновного нет. Однако, если удар получен ранее и нанесен умышленно... 

— Да-да, Константин Викторович, мыслите верно. Вот нам и следует доказать, откуда и по какой причине бежал без оглядки Фомкин. Выяснив это, проясним и вопрос травмы головы. Тут у нас два пути намечаются: смерть по неосторожности, либо преднамеренное убийство. Знатная задачка, Константин Викторович, согласитесь! 

— Абсолютно согласен, Эрнест Андреевич! Но как вы собираетесь проследить путь Фомкина? 

До лавки ювелира оставалось рукой подать. Я воспрял духом и молил, чтобы рассуждения сыскарей не зашли в тупик. Однако не предполагал, как Юровский и его помощник выйдут на след убийцы, настолько туманным в ходе расследования виделось совершенное злодеяние. Как доказать причастность убийцы? 

— При осмотре одежды и тела Фомкина удалось выяснить, что он изрядно испачкал костюм при падении. Найден природный мусор в карманах и волосах и кусочки гравия, застрявшего на подошве ботинок. Помимо прочего, трещина на стекле часов и характер ран на лице свидетельствуют о том, что Митька знатно кувыркался. 

— С черепно-мозговой травмой и сломанным ребром, как оказалось, воткнутым в легкое, Фомкин вряд ли бы одолел большое расстояние, — заметил Засельский. 

— Верно, Константин Викторович, а учитывая холмистый рельеф нашего города, несложно вычислить, откуда скатился Митька, затем поднялся, преодолевая остаток пути, рухнув у лавки Зарецкого. Сдается мне, что он не помощи шел просить, иначе бы стучал в ближайшие двери. Митька намеренно искал встречи с ювелиром, но помер раньше времени. Опять же, наличие приличной суммы денег в карманах покойного указывает, что не краденое сбывать собирался. Фомкин владел информацией, которая стоила тому жизни. Вопрос: по нелепой случайности или намеренно? А глупость со стороны неизвестного, который подослал мальчонку, лишь подтверждает мою догадку: Митька узнал некий секрет, полезный для ювелира, но смерть парня сыграла на руку возможному убийце, действующему против того же Зарецкого. 

— Что-то мне подсказывает, Эрнест Андреевич, что ювелир до сих пор в опасности, — задумчиво произнес помощник следователя. 

— Род деятельности Зарецкого другого не предполагает, — отозвался Юровский. — Будем надеяться, что тот прислушается к моим словам и лишний раз не высунет нос со двора покуда следствие не закончится. 

Оба сыщика остановились напротив ювелирной лавки и бегло осмотрели закрытые ставни, массивный замок на кованных воротах и дорожку, что уводила на паралельную улицу. С утра Юровский выискивал следы, но толпа зевак затоптала возможные ориентиры, о чем тот и поведал помощнику:

— Однако на штакетнике соседнего дома я обнаружил смазанные побуревшие пятна, словно оставленные Митькой, когда тот неровной походкой пробирался к ювелиру, придерживаясь рукой за забор. Рана на голове кровоточила, руки парня также в крови. Да удалось на листве обнаружить бурые капельки, что указывают направление, откуда пришел потерпевший. 

— Позвольте уточнить, Эрнест Андреевич. Предположим, Митька узнал нечто, побежал к ювелиру, решив сократить путь, но в потемках свалился с холма, сломал ребро и ударился головой о камень. Такой вариант возможен? 

— Вполне, Константин Викторович. Подобную версию событий предлагал ассистент доктора с одной поправкой: Митька бежал после кражи сбывать товар. Однако тут промашка, о которой я не стал говорить Кузнецову. 

— Воры никогда не загоняют краденое в тот же день, — заметил с улыбкой Засельский, — они пережидают какое-то время. Да и подставлять дельца им не резон. 

— Вот именно, — подтвердил Юровский, продвигаясь вместе с помощником на параллельную улицу, — так себе версия. 

— Я продолжу развивать ход событий, если вы не против, господин следователь. Так вот, Митька падает с холма, с силой прикладывается темечком о камень. Что происходит в результате подобного удара? 

— Он теряет сознание, — закончил мысль Юровский, — а учитывая пробитое легкое, подняться Фомкин уже не в состоянии. Он бы умер на том же месте. Следовательно, добраться до дворика ювелирной лавки ему помогли, но кровь на штакетнике привносит сомнения подобной версии. 

— Выходит, травму головы Митька получил до падения? 

— Получается, что так, — согласился сыскарь, а я слушал, внимая каждому слову, и дивился наблюдательности следователя. — Вероятно, из-за ранения неровно держался на ногах, в результате чего упал, что и привело к трагичным последствиям. 

— Будем держаться этой версии, — согласился Засельский, поднимая голову вверх и искоса поглядывая на следователя, — а вот и ближайший холм. Мы обнаружили Митьку еще тепленьким, что подтверждает догадку: событие произошло быстро. 

— По горячим следам, — задумчиво произнес Юровский, выискивая проход между домами, чтобы пройти к подножию возвышенности. — Фомкин прекрасно ориентировался в городе, особенно в ночное время, учитывая воровской образ жизни. Неудивительно, что будучи смертельно раненым, он-таки пробрался к лавке ювелира. 

— Напрямик через заборы он не пошел бы, боль в ребрах не позволила. Следовательно, он воспользовался этой тропой, — указал Засельский на узкий проход между домами. — Эрнест Андреевич, так и есть! Кровь! 

— Отлично, Константин Викторович! — сыщик внимательно рассмотрел указанные помощником пятна и отчетливый отпечаток руки на штакетнике. — Что ж, лезем наверх? Вряд ли нам удастся обнаружить место, где именно скатился Фомкин, но наверху определимся, что делать дальше. 

— Предлагаю разойтись в стороны, — рискнул Засельский, — вдруг повезет и один из нас наткнется на сломанные кусты или что-то иное укажет правильное направление. 

— Согласен, — коротко кивнул Юровский и взял вправо, помощник свернул в противоположную сторону, а я стоял и ждал, чем закончится поиск. 

Оба сыскаря поминутно наклонялись к земле, выискивая зацепки и продвигаясь выше по пологому склону, пока оба не оказались наверху холма у дороги, по другую сторону которой располагались жилые дома. Осмотрев строения, Юровский снял шляпу, утирая платком вспотевший лоб. 

— Новая задачка, Эрнест Андреевич: из какого дома выбежал Фомкин? — воскликнул Засельский. — Учитывая последние минуты жизни несчастного Митьки, плюс-минус время, которое он пролежал во дворе лавки, покуда его не обнаружил ювелир. На все ушло не более часа, исходя со слов Звягинцева. 

— А мы не станем гадать, Константин Викторович, — нашелся с решением сыскарь, — видите дворника? Старик лучше всех знает местную округу. Любезный! Можно тебя на минуту? 

Сыщики перешли дорогу и направились к старому, но крепкому мужику с длинной густой бородой, которая скрывала истинный возраст дворника. Из-под лохматых бровей глянули льдисто-серые пронзительные глаза, а хриплый голос вопросил:

— Чего изволите, господа хорошие? 

— Ответь-ка честно представителям сыскного отдела, кто проживает в этих домах. 

— Вам с какой стороны перечислять? — не стал упрямиться старик, опираясь о метлу. 

— Давай с середины, — брякнул Засельский, видимо, прикинув в уме, что с другого края улицы потерпевший вряд ли бы бежал, чтобы скатиться с холма аккурат к узкому проходу между домами. 

— Ну так, стало быть, в том доме, — махнул рукой в грязной суконной рукавицей дворник, — проживает торговец Илья Затейников с супругой и дочерьми, соседом ему приходится винодел Тимофей Разин. После вдова целовальника Еремеева сдает комнаты. Дом-то вместительный, господин хороший, а содержать-то его на что-то надобно, крышу там подлатать, да... 

— Это я понял, — урезонил прыткость старика Юровский, — скажи лучше, кому теперь вдова комнаты сдает? Знаешь их? 

— Как же не знать, ваше благородие, — исправился дворник, — ну, например, художник намедни подселился, а еще ранее актриса одна. 

— Какая такая актриса? — уцепился Юровский, а сердце Засельского затрепыхалось за нас двоих, настолько сверкнули задором глаза помощника следователя. 

— Така, ваше благородие, что с театром нынче приехала. Так, Софья звать, Матвеева! Их же по городу расселили, покуда гастролируют. 

— Благодарю, любезный! А скажи мне, гости к ней часто приходят? 

— Да как бы не замечал я, — задумался старик, потирая бороду, — чаще в театре пропадает, а после то я ухожу. Нет, не видывал, ваше благородие. 

— И на том спасибо! Константин Викторович, отблагодарите за помощь, сделайте милость. 

— Опять я, Эрнест Андреевич? — усмехнулся Засельский. — Эдак я весь оклад за спасибо раздам. 

— Будет вам, Константин Викторович! Пойдемте, заглянем на огонек, если кто дома есть... 

Продолжение здесь