Найти в Дзене
Просто гуляя по свету

Криминальное сердце Петербурга (часть 1) Как все начиналось

Нагулявшись вместе с героями наших предыдущих историй по долине Луары, предлагаю вам, дорогие читатели, на время покинуть гостеприимную Францию и переместиться на территорию Россиии, а точнее на берега другой небольшой речушки - Дудергофки или Лиги. А если еще точнее, то туда, где на стыке XVII и XVIII веков пролегал Новгородский тракт - единственная проезжая дорога в только что заложенный Петров град. Тракт был так себе, особенно на наш современный взгляд - грязи было по колено, кое-где по пояс, а временами проезжая часть и вовсе переходила в трясину. По обочинам то и дело встречались трупы несчастных коняг, павших в неравной борьбе с трактом. Но если непролазная грязь угрожала крестьянским телегам и боярским экипажам, то ухватистых мужичков, скрывавшихся в зарослях вдоль дороги, больше привлекали кошели и прочие материальные ценности, располагавшиеся на тех самых телегах и экипажах. В случае же, если мужички не находили искомого, то тела обитателей карет и телег могли остаться в при

Нагулявшись вместе с героями наших предыдущих историй по долине Луары, предлагаю вам, дорогие читатели, на время покинуть гостеприимную Францию и переместиться на территорию Россиии, а точнее на берега другой небольшой речушки - Дудергофки или Лиги.

А если еще точнее, то туда, где на стыке XVII и XVIII веков пролегал Новгородский тракт - единственная проезжая дорога в только что заложенный Петров град. Тракт был так себе, особенно на наш современный взгляд - грязи было по колено, кое-где по пояс, а временами проезжая часть и вовсе переходила в трясину. По обочинам то и дело встречались трупы несчастных коняг, павших в неравной борьбе с трактом. Но если непролазная грязь угрожала крестьянским телегам и боярским экипажам, то ухватистых мужичков, скрывавшихся в зарослях вдоль дороги, больше привлекали кошели и прочие материальные ценности, располагавшиеся на тех самых телегах и экипажах. В случае же, если мужички не находили искомого, то тела обитателей карет и телег могли остаться в придорожных кустах навсегда.

Понятно, что, когда путей к молодому городу стало больше, Новгородская дорога захирела и желающих прокатиться по ней не стало совсем. А тут очень вовремя директору Морской Академии г-ну Скорнякову-Писареву пришла в голову неожиданная идея. Все дело в том, что к тому времени Петр город свой не только возвел, но и пожелал украсить на западный манер фонтанами, как в Версале. А для этого нужна была вода. Вот и предложил уважаемый директор на месте ненужной Новгородской дороги прорыть крайне нужный и полезный канал, который снабжал бы водой фонтаны Летнего сада. А с учетом того, что государь Петр хотел видеть свой новый город подобным Венеции, идея была воспринята крайне благосклонно.

Строительство моста через канал. Фото из открытых источников
Строительство моста через канал. Фото из открытых источников

К 1721 году канал прорыли и он стал одним из самых длинных в городе (по одним данным он достигал 26 км, по другим - 23). Но с фонтанами что-то пошло не так, (в расчеты закрались ошибки) и вскоре воду для них стали брать из протекавшей поблизости Фонтанки (тогда она, правда, была Безымянным Ериком). Ну а канал, который к тому времени назвали Лиговским, стали использовать для подачи питьевой воды. Однако и с этой целью канал справлялся недолго - в городе случилось наводнение, после которого вода в канале стала мутной и непригодной для питья. Правда, помимо наводнения загрязнению способствовал еще один факт, но о нем чуть позже. Кстати, существует версия, что канал использовали и как транспортную артерию, по которой курсировали небольшие баржи, привозившие в город бутовый камень для строительства и отделки особняков.

Так или иначе, но в XIX веке необходимость в канале отпала и его стали постепенно зарывать. В 1891 году часть водной артерии решили заключить в трубу, а над ней разбить Лиговские бульвары (вполне возможно, что я ошибаюсь, но мне почему-то кажется, что опять имела место некая "калька" - подражание Османовским бульварам Парижа, что, кстати, наблюдалось в ряде других городов мира, не только в Петербурге). Канал заключили в камень, однако до бульваров дело так и не дошло, получилась обычная улица, которую назвали по имени канала Лиговской.

Засыпанный Лиговский канал. Фото "Patsvu"
Засыпанный Лиговский канал. Фото "Patsvu"

Однако, до того, как стать Лиговской, улица носила несколько названий (еще до ликвидации канала, как я понимаю. Народ то по берегам его жил, а значит и улица была). Как мы помним, сначала это была Новгородская дорога, затем она стала Московской, а позже Ямской, Московской Ямской и Ямщичьей. Причина таких названий очевидна - именно там, вокруг канала, располагалась Ямская слобода.

Но о ямщиках Лиговки, об их классификации (да-да, и такое было! 😉), а также о многом другом я расскажу уже в следующей части нашей новой истории, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить самое интересное.