Найти в Дзене
ПЕТРОГРАД

"Крым должен быть русским!" - Как адмирал Катасонов ненавидел Ельцина и пытался спасти русский флот в девяностые?

Оглавление

Так называемая «третья оборона Севастополя» случилась после распада Советского Союза, в 1990-е годы. В то время командование флотом на Черном море осуществлял адмирал Игорь Катасонов. Он активно защищал русский Севастополь от посягательств украинского правительства и яростно ругал Ельцина за попустительское отношение к вопросу выхода в Черное море. Не был согласен с «подарком» Украине – как можно было так просто отдать целый флот?

Из морской династии

Игорь Владимирович Катасонов родился в семье потомственных флотоводцев и моряков. Но не считал себя «адмиральским сынком», служил сам честно, без блата и послаблений. По окончании мореходного училища в Севастополе пошел в академию, служил на флоте, потом был переведен на Кольский полуостров. И вернулся в Севастополь как раз перед оформлением Беловежских договоренностей, в сентябре 1991 г.

Катасонову дали командование флотом всего Черного моря, условия были дикие – страна разваливалась. Как будто стараясь угодить Западу, Ельцин и Горбачев не думали о будущем, а только о себе.

Адмирал терпеть не мог Горбачева – по вине генсека оказались уволенными более 2 млн. военных и ликвидированы 7 военных округов страны, 3 армии. Судьба флота была под угрозой из-за непродуманных реформ.

В то время флот включал более 800 судов и 100 тыс. служащих. Ельцин почему-то думал, что после распада Союза все страны СНГ будут по-прежнему сохранять ту же структуру войск и флота. Но новые независимые страны этого вообще не хотели. Например, Киев заявил, что организует свою армию. По этому поводу Катасонов сильно негодовал – как можно просто присвоить себе чужой флот?

Против предателей

Президент Украины Кравчук беседовал с Катасоновым по поводу сдачи флота. Катасонов дал понять, что Севастополь не отдадут, присягу давали СССР, а не новоиспеченной незалежной. Кравчук отдал распоряжение привести военных к новой присяге до начала 1992 г. Катасонов связался с Москвой, с Ельциным, Горбачевым. Но столица молчала и игнорировала эти события.

Адмирал был в шоке, но предавать свою присягу и страну не собирался. Он верил, что военные просто уедут, но не перейдут на сторону Украины. В это время в Кремле делили «кормушку» и вообще про флот не вспоминали – это был как будто «отрезанный ломоть».

Тогда Катасонов решил бороться с этой проблемой сам. Ведь там, где был поднят российский флаг, опускаться он не должен. Он заявил, что флот будет только российским и подчинится только министру обороны РФ. Тысячи людей благодарили Катасонова за этот шаг. Но Москва просто смеялась над верностью и патриотизмом адмирала.

В Украине начала работать СБУ, вербовали моряков, разлагали старые структуры. Но с предателями Катасонов не церемонился. Были подставы и на уровне высших чинов. Катасонову удалось привести на флот 5000 срочников – это была небольшая, но победа над ситуации. Потом он продавил акт о независимости Республики Крым.

Адмирал не испугался съездить в Киев и выступить в Раде. Четко заявил, что присяга другой стране – неприемлемое предательство. Только после постоянных попыток Катасонова отстоять флот наконец-то очнулся Ельцин. Он понял – флот можно вернуть, а не «дарить» Украине. И Катасонов буквально на пальцах ему объяснял, для чего и зачем нужно сохранить военные силы на Черном море.

И к лету 1992 г. все успокоилось, достигли всех договоренностей. Поделили суда и базы на две страны. А Катасонова повысили и как будто специально перевели из Севастополя – он очень раздражал Киев. Но свою роль он выполнил – спас половину российского флота.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайк!