Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Кукла с миллионами» - Париж, Москва, красавицы...

Советское немое кино интересно, прежде всего, тем, что является историческим документом. В 1920-х годах запечатлевали реальность, часто без прикрас, а в массовке, которую никто не «причёсывал», попадались различные городские типы – от ярких модниц и скромненьких клерков до... милиционеров, беспризорников и провинциальных мужиков в зипунах.

Советские мастера кино, в отличие от тех же голливудских, не занимались сотворением грёз, а являли тогдашний мир таким, как он есть. Фантазия, правда, присутствовала – это же игровое синема, но, тем не менее, окружающую действительность наших 1920-х изучать можно.

Комедия «Кукла с миллионами» (1928) повествует о том, как некая бездетная миллионерша, скончавшееся в Париже, завещала своё состояние …племяннице из России. Зовут девицу Мария Иванова, ей 17 лет у и неё родинка на плече. Вот здесь – безумная фантазия и есть.

На поиски Маши устремляются два обделённых «кузена» - нелепый живчик Поль (Игорь Ильинский) и бонвиван Пьер (Владимир Фогель). К слову, ныне забытый Фогель (этнический немец, красавчик и трудоголик) считался в 1920-х едва ли не круче Анатолия Кторова и того же Ильинского – снимаясь во всех проектах, он так надорвался, что умер в 1929 году, не дожив до 30 лет...

...Французы прибывают в Москву. Да, в те годы приезд-выезд был практически неограничен, и всякие Пьеры-Поли спокойно заезжали в Страну Советов. Это были не только специалисты – инженеры или архитекторы (там, Ле Корбюзье или Эрнст Май), но и досужие зеваки, под видом которых, между прочим, иной раз скрывались шпионы.

Кадры из фильма «Кукла с миллионами» (1928). Скриншоты. Игорь Ильинский и Владимир Фогель.
Кадры из фильма «Кукла с миллионами» (1928). Скриншоты. Игорь Ильинский и Владимир Фогель.

Но речь сегодня не о них. Пусть ими занимаются чекисты, а мы обратимся к ловцам миллионов. Да, бумага, удостоверяющая те миллионы, зашита в некую куклу. Вспоминаются, конечно же, «Двенадцать стульев», но сие точно не плагиат, ибо роман появился в том же 1928 году и даже чуть раньше выхода комедии на экраны, а был сдан в печать вообще в 1927-м.

Я не буду пересказывать всю эту весёлую и динамичную историю. Обозначу нюансы. Так, в ней много «допущений» - Поль и Пьер идеально владеют русским языком, что странно. Они вовсе не филологи, а какие-то рантье из города Парижа. Но те фильмы – при сугубой точности «фона» и декораций – были гротескны по содержанию.

Забавны «алгоритмы» поисков Маши и – куклы. Благодаря им, современный зритель может увидеть, как выглядели советские девушки 1920-х и что из себя представляли игрушки. Да! В 1920-х ещё не было конвейерного производства кукол-мишек-зайчиков, и этим занимались артели и разные НЭПманы.

Можно увидеть и детей – в колясках, в детском саду, на улицах. И, наконец, самое увлекательное – быт передовой молодёжи в доме-коммуне. Это не типовое общежитие, где люди просто ночуют – это именно совместный и дружный марш в будущее. Итак, Маша Иванова – идеальная дева постреволюционной России, вузовка – то есть студентка.

  • В этих отрывках можно увидеть и футболки-соколки, и спорт, и быт. Из видеоблога автора текста.

Мы видим, как вузовцы вместе занимаются спортом, учатся, проводят досуг, а по утрам - по свистку бегут к рукомойникам. Сыграла Машу эффектная польская панна Ада Войцик, первая жена Ивана Пырьева. Её карьера не прервалась в 1930-х с началом звука в кадре, но потом – застопорилась, когда на её место (к Пырьеву) пришла Марина Ладынина.

Интересна её одежда – молодая комсомолка носит популярную в те времена полосатую футболку, запечатлённую на картине Александра Самохвалова и ряда иных мастеров. Назывались эти трикотажные изделия «соколками» - от слова «сокол» (не путать с юнгштурмовкой, те были совсем иными).

Кадры из фильма «Кукла с миллионами» (1928). Скриншоты. Ада Войцик и Галина Кравченко.
Кадры из фильма «Кукла с миллионами» (1928). Скриншоты. Ада Войцик и Галина Кравченко.

Соколки были в ходу и у парней, и у девушек – такой вот унисeкс «ревущих-двадцатых». Правда, на бракосочетание Маша надевает светлое платье и шляпку фасона «клош» - колокольчик. У Маши есть антипод – французская танцовщица Бланш. Её изобразила Галина Кравченко – типовое «модное» лицо эпохи Ар Деко.

Все эти губки-сердечки, глаза-блюдечки, брови-тонкие дужки. И одета Бланш, как в журнале мод. Когда действие происходит в Париже, забываешь, что кино – советское. Ощущение, что это – какой-то дивный фарс с участием Макса Линдера, например. Все эти прыжки, драки, трюки, мужчины во фраках и дамочки, как с обложки Costume Parisienne.

Впрочем, тогда и наша дамская пресса не отставала, как ни странно. Да, хорошенькая актриса Кравченко была востребована в эру НЭПа, когда было много ролей такого плана – содержанки, иностранки, певички, подружки нэпманов или иностранных буржуев, а в 1930-х для неё не стало ролей – кинематограф сильно изменился.

К тому же, она была замужем за родственником Льва Каменева, а это уже грозило опалой. Но вернёмся к миллионному «состоянию» мамзель Ивановой. Как вы сами полагаете – достанутся ли те завещанные миллионы вузовке, живущей в светлом грядущем? Да она вздохнула с облегчением, когда узнала, что… Впрочем, посмотрите сами – это стоит того.

Открытки с актрисами, игравшими тут отрицательную и положительную роли. https://meshok.net/
Открытки с актрисами, игравшими тут отрицательную и положительную роли. https://meshok.net/
  • Фильмы эпохи НЭПа:

1. «Девушка с коробкой» - какое отношение она имеет к Сеятелю Остапа Бендера?

2. «Аэлита» - шедевр или неудача? - кстати, в этой экранизации снова встречается Игорь Ильинский.

3. «Папиросница от Моссельпрома» - лоточница становится актрисой.