Найти в Дзене
Вагант

Нужны ли спецшколы по выращиванию гениев? Фильм "Расписание на послезавтра"

Посмотрев фильм "Расписание на послезавтра", я никак не мог понять, что хотели сказать авторы и на чьей они стороне, но после повторного просмотра всё встало на свои места. Школа будущего Режиссёр фильма Игорь Добролюбов предлагает нашему вниманию вариант идеальной школы, которая должна стать образцом для всех советских школ в недалёком будущем, то есть послезавтра. Можно сказать, что фильм стал нам посланием из прошлого. Что думают авторы Поначалу может показаться, что создатели фильма одобряют подобную концепцию школы, но оказалось, что всё наоборот. Они говорят нам, что так не должно быть. Непосредственно эту мысль выразил отец Кати Шумейко. Инкубатор по выращиванию гениев Обстановка, созданная в этой школе администрацией, очень напоминает птицефабрику, либо завод по сборке роботов, основная цель которых вырастить (создать) некий условный продукт, соответствующий определённым стандартам качества. Под продуктом, в данном конкретном случае, подразумеваются гении, которым создаются для
Оглавление

Посмотрев фильм "Расписание на послезавтра", я никак не мог понять, что хотели сказать авторы и на чьей они стороне, но после повторного просмотра всё встало на свои места.

Школа будущего

Режиссёр фильма Игорь Добролюбов предлагает нашему вниманию вариант идеальной школы, которая должна стать образцом для всех советских школ в недалёком будущем, то есть послезавтра.

Можно сказать, что фильм стал нам посланием из прошлого.

Кадр из фильма "Расписание на послезавтра". Олег Даль в роли директора школы
Кадр из фильма "Расписание на послезавтра". Олег Даль в роли директора школы

Что думают авторы

Поначалу может показаться, что создатели фильма одобряют подобную концепцию школы, но оказалось, что всё наоборот.

Они говорят нам, что так не должно быть. Непосредственно эту мысль выразил отец Кати Шумейко.

Кадр из фильма "Расписание на послезавтра". Владимир Басов в роли отца Кати Шумейко
Кадр из фильма "Расписание на послезавтра". Владимир Басов в роли отца Кати Шумейко

Инкубатор по выращиванию гениев

Обстановка, созданная в этой школе администрацией, очень напоминает птицефабрику, либо завод по сборке роботов, основная цель которых вырастить (создать) некий условный продукт, соответствующий определённым стандартам качества.

Под продуктом, в данном конкретном случае, подразумеваются гении, которым создаются для этого тепличные условия.

Кадр из фильма "Расписание на послезавтра". Володя Солодовников в роли Саши Багратиона
Кадр из фильма "Расписание на послезавтра". Володя Солодовников в роли Саши Багратиона

Что можно, а чего нельзя гениям

Если ученики школы соответствуют определённым стандартам качества, то им прощается многое, например, жестокость.

Катя Шумейко планирует заниматься "исследованием элементарных частиц", при этом она выбрасывает из дома свою собачку, потому что та уже состарилась. Выражаясь современным языком, собачка для неё просто гаджет, который стал быстро разряжаться и ему не хватает памяти.

Избавляемся от старого гаджета и покупаем новый. Мама тоже принимает самое активное участие в замене старой собачки на новую.

Кадр из фильма "Расписание на послезавтра". Ирина Метлицкая в роли Кати Шумейко
Кадр из фильма "Расписание на послезавтра". Ирина Метлицкая в роли Кати Шумейко

Фильм начинается и заканчивается взрывом

Я рассматриваю оба этих эпизода как некий символический сигнал, который послан нам в фильме. Подобное неконтролируемое поведение школьников может привести общество к ужасным последствиям.

Директор, вместо того, чтобы строго наказать участников подобного эксперимента, начинает с ними разбирать причины, которые привели к неудаче. Фактически он их провоцирует на дальнейшие безрассудные поступки, что и случается в конце фильма.

Кадр из фильма "Расписание на послезавтра". Вячеслав Баранов в роли Виктора Ковалёва
Кадр из фильма "Расписание на послезавтра". Вячеслав Баранов в роли Виктора Ковалёва

Будущим гениям всё сходит с рук

Восьмиклассник Вова Овечкин продолжил дело десятиклассников, которые вышли сухими из воды.

Он тоже устроил эксперимент, взломав при этом амбарный замок на двери химлаборатории.

Интересно чем он его ломал? Силой мысли или лом принёс?

Эксперимент тоже закончился неудачно и ему тоже ничего за это не было.

Кадр из фильма "Расписание на послезавтра". Юрий Воротницкий в роли Вовы Овечкина
Кадр из фильма "Расписание на послезавтра". Юрий Воротницкий в роли Вовы Овечкина

Как попадают в спецшколы

Думаю, что в этих школах далеко не все гении, и далеко не все будут работать в той области, на которую их натаскивают преподаватели.

Кто-то из учеников мог оказаться в школе по воли родителей, а у кого-то это могла быть ближайшая школа к месту жительства.

Такое узконаправленное образование может сыграть в будущем злую шутку с теми, кто захочет избрать другую профессию.

Кадр из фильма "Расписание на послезавтра". Маргарита Терехова в роли учительницы литературы
Кадр из фильма "Расписание на послезавтра". Маргарита Терехова в роли учительницы литературы

Что сказал профессор Куликов

Мне кажется, что также авторы выразили своё отношение к подобной организации процесса обучения фразой профессора Куликова.

Мы кончали обычную школу. И ничего вот. Стали докторами. А почему-то теперь для всех детей понадобились, видишь ли, спецшколы.

Отдавать своего ребёнка в эту школу он не хочет.

Директор Андрей Андреевич пытается ему возразить, что время бежит вперёд, и прежняя система образования уже устарела.

Но мне кажется, что его возражения выглядят неубедительно.

Кадр из фильма "Расписание на послезавтра". Евгений Стеблов в роли профессора Куликова
Кадр из фильма "Расписание на послезавтра". Евгений Стеблов в роли профессора Куликова

Что в итоге

Думаю, что подобный учебный процесс, насаждаемый директором школы, формирует у будущих учёных вседозволенность. Авторы фильма хотели донести до нас мысль, что подобная система образования недопустима.

А как вы считаете, насколько необходимы спецшколы в системе современного образования?