Эта летняя сессия и практика после 1 курса в 1987 году особенно памятна). Я тогда впервые завалила экзамен по дисциплине «Водные пути и порты». Казалось бы, и вопросов мало и тема не сложная, но не разобралась с устройством шлюзов, написала шпаргалки, и... попалась. Преподаватель долго не думал, поставил 2, и отправил на пересдачу. Можно сдать с другой группой, но в эти даты у моей группы начиналась замечательная первая часть летней практики. Путешествие на теплоходе, 10 дней в пути: 5 дней по маршруту Ленинград - Горький и обратно.
Маршрут действующий- пассажирский, с заходами в портовые города. Поэтому я не раздумывая оставила пересдачу экзамена на конец августа. Наш теплоход для прохождения практики «Сергей Орлов»- знаменит, на нем проходили съемки фильма "Два долгих гудка в тумане" (1980 г).
Для справки: Теплоход «Сергей Орлов» - дизель-электроход проекта 646. Построен в Германии на заводе Warnowwerft Warnemuende. Как и все теплоходы 646 проекта, «Сергей Орлов» был двухпалубным пассажирским судном с каютами на 1, 2, 4, 6 и 8 пассажиров. Некоторые каюты оборудовались умывальниками. Теплоход имел два ресторана и два салона.
Нас, студентов-практикантов разместили в каютах 3 класса. Каюты находились под нижней палубой, с иллюминаторами почти на уровне воды. Питание в ресторане 2 класса, столики на 4-х. Полный пансион , подача ресторанная, с супницами и сливочниками и прочими светскими атрибутами. Сама поездка финансировалась из средств института, студенты платили только за питание. Как позже оказалось, нашему курсу повезло!. Уже со следующего года плавательские практики в институте прекратились, началась перестройка в стране, финансирование было урезано. Нас с однокурсницей Татьяной закрепили за столик в компанию с преподавателем- куратором нашей практики - Ежовым. Его в путешествии сопровождала жена и маленький сын. Поэтому все наши трапезы за столом проходили чинно-благородно, мы с Татьяной оттачивали столовый этикет и манеры поведение за столом.
Распорядок дня на теплоходе был такой. После завтрака мы собирались в салоне теплохода на лекцию. Преподаватель давал нам общее представление об устройстве судна, о правилах поведения на борту, о личном составе и корабельном распорядке дня, деталях нашего маршрута и прочие необходимые знания по водной практике. Далее мы в штурманской рубке несли вахту по расписанию. Проще говоря, стояли с биноклями, смотрели вдаль и по сторонам, и отвлекали капитана и штурмана своей болтовней). Иногда нам разрешали постоять за штурвалом! Остальное время дня мы проводили размеренно -праздно. Гуляли по палубам, рассматривали водную стихию, а когда выглядывало солнце - грелись и загорали на солнышке)
С матросами мы подружились, команда несколько раз для нас устраивала танцы на нижней палубе. А я пользуясь благосклонностью судового врача, которого мы с подружками между собой называли Пилюлей, брала "почитать" Справочник фельдшера с картинками как из фильмов ужасов).
Наш теплоход делал остановки в портовых городах, и нам давалось некоторое время на прогулки по окрестностям. Лучше всех запомнились 2 города: Кострома и Иваново. Кострома -белокаменными торговыми рядами, а г. Плес Ивановской Области- тканями. Магазин находился недалеко от пристани, и я успела купить отрез на летний сарафан.
И самое главное! Шлюзы!
Проходить шлюзы было интересно и страшно! Теплоход входил в узкую камеру шлюза, ворота за ним медленно закрывались, и мы оказывались в каменном мешке. В нем так узко, что можно дотянутся рукой до стены, а далее вода начинала бурлить, и теплоход поднимался или опускался в камере, в зависимости от водного порога. Словами увиденное не передать, можно только прочувствовать, оказавшись в шлюзе!
Для справки: Шлюзы помогают судам переходить из одного водного бассейна в другой, когда уровень воды в них разный. Шлюз представляет собой бетонную коробку с воротами с двух сторон. Входные ворота открываются, судно заплывает в камеру и ворота закрываются. Уровень воды в камере регулируется в соответствии с уровнем воды за выходными воротами. Ворота открываются и судно покидает шлюз, поднявшись или опустившись на определённую высоту.
Только пройдя шлюз на практике( а их на нашем пути было около десятка), я поняла как все устроено. И шпаргалок не надо!)
Экзамен в конце августа я сдала. Схему и устройство шлюза я могла нарисовать с закрытыми глазами, ответы на вопросы отскакивали от зубов, на заданную тему я могла говорить долго и развёрнуто). Но получила 3…, так преподаватель наказывал студентов за пересдачу.
Но путешествие ( с практикой на отлично) того стоило!😉👌