Найти в Дзене
Спроси меня 💶

Руль: правый vs левый. Плюсы и минусы у правого руля.

В 21 веке настолько большой выбор автомобилей на любой вкус, что казалось бы, подобные споры возникнуть просто не могут. Однако автолюбители продолжают доказывать друг другу, отстаивая свое мнение по поводу "прулей" и машин с левым рулем. Поскольку левый руль в нашей стране является традиционным, рассмотрим плюсы и минусы машин с правым расположением руля. Вы никогда не задавались вопросом: почему в одних странах руль находится справа, а в других – слева? Есть ли разница между управлением правым и левым рулём? И запретят ли в России «чужаков» автомобильного мира? Попробуем ответить на эти вопросы. Правила право- и левостороннего движения уже не одно десятилетие доставляют неудобства производителям автомобилей, да и самим водителям, которые вынуждены в отпуске или командировке ездить по непривычной стороне дороги. Однако, как нетрудно догадаться, правостороннее движение ничем не лучше левостороннего, главное, чтобы под него были адаптированы машины и инфраструктура. Впрочем, и на наших
Оглавление

В 21 веке настолько большой выбор автомобилей на любой вкус, что казалось бы, подобные споры возникнуть просто не могут. Однако автолюбители продолжают доказывать друг другу, отстаивая свое мнение по поводу "прулей" и машин с левым рулем. Поскольку левый руль в нашей стране является традиционным, рассмотрим плюсы и минусы машин с правым расположением руля.

Вы никогда не задавались вопросом: почему в одних странах руль находится справа, а в других – слева? Есть ли разница между управлением правым и левым рулём? И запретят ли в России «чужаков» автомобильного мира? Попробуем ответить на эти вопросы.

Правила право- и левостороннего движения уже не одно десятилетие доставляют неудобства производителям автомобилей, да и самим водителям, которые вынуждены в отпуске или командировке ездить по непривычной стороне дороги. Однако, как нетрудно догадаться, правостороннее движение ничем не лучше левостороннего, главное, чтобы под него были адаптированы машины и инфраструктура. Впрочем, и на наших дорогах любителей «прулей» хватает. Владельцы «праворуких» автомобилей в один голос утверждают, что лучше ездить на надежных, качественных и долговечных машинах, чем пересаживаться на отечественное... (фразу заканчивать не будем, дабы не обидеть российский «АвтоВАЗ»). По их мнению, положение руля никак не влияет на степень безопасности движения – это всего лишь вопрос привычки. Но если две схемы движения одинаково хороши (или одинаково плохи), как же тогда осуществлялся выбор в каждой стране? Неужели просто кто-то кидал жребий?

Виноваты лошади

Традиции левостороннего и правостороннего движения сложились задолго до появления машин. Это автомобилистам нет принципиальной разницы, какими боками разъезжаться. Но сотни лет назад основным средством передвижения была лошадь, а вот для всадника или управляющего повозкой кучера разница колоссальная. Большинство людей – правши, поэтому оружие или кнут предпочитали держать в правой руке. Именно из-за этого всадники, опасаясь нападения, предпочитали расходиться правыми боками. А кучерам было сподручнее ехать слева, чтобы у кнута было меньше шансов зацепить идущих по обочине прохожих. Исходя из этого, левостороннее движение более объяснимо. Тогда почему 72% всех дорог в мире правосторонние?

Ряд историков считает, что во всем виноваты многоконные упряжки, где кучер сидел не на карете или повозке, а непосредственно на одной из лошадей. Наиболее удобная позиция была на левой задней лошади, однако в этом случае кучер не очень хорошо чувствовал габариты экипажа, разъезжаясь со встречными повозками. Вот почему громоздкие экипажи знати и тяжелые грузовые телеги, с которыми столкнуться было черевато, начали держаться правой стороны. Со временем правосторонняя схема движения была официально закреплена во многих странах. В России, например, 5 февраля 1752 году императрица Елизавета Петровна подписала указ, где было четко сказано, что держаться надо правой стороны. Кстати, в этом же документе была затронута и тема скорости: «не ездить слишком шибко». Франция формально стала праворульной в 1789 году. Считается, что именно она принесла такую схему движения в Европу. Напротив, Англия решила укоренить в стране левостороннее движение. В 1753 году был выпущен билль, согласно которому при движении по Лондонскому мосту нужно было двигаться слева. Так и произошёл раскол на тех, кто прав, и тех, кто лев (ну или неправ )

Большинство бывших британских колоний, разбросанных по всему миру, после обретения независимости решило ничего не менять в системе дорожного движения. Однако некоторые страны перешли в «правостороннюю веру». Кто-то в знак протеста, другие из меркантильных соображений – когда тебя окружают страны с правосторонним движением, то логично тоже стать правосторонним. Но были и обратные случаи: так, например, бывшая немецкая колония Самоа, где при прокладке дорог вводилось привычное немцам правостороннее движение, в 2009 году переметнулась на другую сторону. Машины на острова удобнее возить из Австралии и Новой Зеландии, где они в абсолютном большинстве «праворукие». Там даже был объявлен двухдневный национальный праздник для того, чтобы жители привыкли к этим изменениям. Но самый интересный опыт по смене схемы движения имела Швеция. 3 сентября 1967 года там произошёл так называемый День «H» (от шведского Hogertrafik – правостороннее движение), когда буквально за несколько минут все машины королевства переехали на противоположную сторону дороги и снова продолжили движение.

Руль или «пруль»

Одно время автомобилисты, особенно дальневосточные, были очень обеспокоены возможным запретом машин с правым рулём якобы по причине их небезопасности. Действительно, существует ряд особенностей «леворуких» машин, но к ним реально приспособиться, и разницы в управлении не будет. Во-первых, при посадке справа могут возникнуть определенные сложности при обгонах. Но если установить систему зеркал или повесить камеру для контроля обстановки по левому борту, то проблема будет решена. Во-вторых, изначально фары японских автомобилей светят немного влево, ведь на дорогах с левосторонним движением (например, в Японии или Великобритании) обочина находится именно слева, а не справа. В российских условиях такие фары освещают не обочину, а встречные автомобили. Однако свет легко перенастроить в сервисе.

Зато плюсов у «прулей» хоть отбавляй, считают их владельцы. В первую очередь, они обычно стоят дешевле своих европейских аналогов, даже несмотря на введенные высокие пошлины на ввоз. Во-вторых, качество и надежность японских автомобилей для внутреннего рынка выше, чем у «японцев» для Европы и Америки. На совесть оцинкованный и окрашенный кузов машин не ржавеет десятилетиями. Моторы японцы до сих пор предпочитают атмосферные, а «автоматы» – гидромеханические.  К тому же, оснащение праворульных автомобилей, как правило, очень богатое. Среднестатистический японский потребитель более требователен к опциям и внутренней отделке, чем европеец. По некоторым данным, праворульные машины составляют более 95% дальневосточных городов. Там даже шутят, что в этом регионе далее велосипеды праворульные.

Однако последнее десятилетие государство старается ограничить использование «праворуких» автомобилей в России. До середины 2000-х годов двум отечественным сборщикам легковушек («АвтоВАЗу» и ГАЗу) вполне хватало спроса в европейской части страны. Но доходы населения росли, и народ постепенно пересаживался с «Жигулей» на японцев и немцев, пусть и б/у. И тогда встал вопрос о защите отечественного производителя, и правительство пошло на протекционистские меры, попросту подняв ввозные пошлины на 30%. Оставаясь прекрасными, иномарки как с правым, так и с левым рулем, потеряли важнейшее преимущество – доступность.

В обозримом будущем праворульные машины запрещать не будут, какие бы слухи об этом ни ходили. Владельцев «прулей» в России насчитывается, по меньшей мере, полтора миллиона человек. И власти понимают, что лишать в одночасье такое количество людей их средств передвижения, – просто глупо.

Так что, владельцы «праворуких» машин, водите без опаски, но аккуратно.

Плюсы правого руля

Традиционно автомобили, которые некоторые презрительно некоторые называют "прулями" ниже в цене. Когда мы говорим о таких машинах, подразумеваем больше чистокровных японцев. Люди, живущие во Владивостоке удивляются и не понимают - зачем ездить на "голых" современных европейских автомобилях, когда можно взять "японца", с надежным экономичным двигателем, в хорошей комплектации да еще и приемлемой цене?

К слову, во Владивостоке редко можно встретить не то, что бы условную Ауди, а даже автомобиль российского производства. Город обустроен таким образом, что гораздо удобнее передвигаться именно на пруле. К примеру у въезда на платную парковку стоят два типа шлакбаума - для правого и левого руля. По мнению жителей этого дальнего края, люди предпочитают поддержанную японскую машину, нежели новенький Ваз. В качестве плюсов также указывают доступные цены на запчасти, ремонтопригодность ну и навороченный фарш в салоне - разнообразная электроника.

Тем не менее, относительно недорогая цена японских машин постепенно становится мифом. Виноват в этом большой налог на ввоз иномарок в страну, плюс установка обязательных "плюшек", типа Эра-Глонасс. Все это выходит в большую копеечку.

Минусы правого руля

Очевидно, что главным недостатком машины с праворульным расположением является небезопасность. Совершать обгон на таких автомобилях действительно небезопасно, поскольку перестраиваться на встречку для обгона приходится порой наугад.

Многие возразят, дескать можно поставить и зеркальца и специальную обгонную камеру, которая на экране будет показывать вам происходящее на встречной полосе. По факту - это своего рода костыль, не решающий всех проблем.

Куда менее серьезный вопрос - статусность. Считается что автомобиль с левым рулем - признак высокого статуса, тогда как правый руль говорит об обратном. Как по мне - это обычные предрассудки.

Кто-то против того, чтобы в их машине кто-то сидел и предпочитают покупать авто новенькими из салона, тогда как праворульные, пригнанные к примеру из Японии априори не могут быть новыми. Возможно в них сидела семья или какой-нибудь молодой ученый из страны восходящего солнца. Стоит ли серьезно к этому относиться - решать только вам.

Надежность японских машин также под вопросом, ведь с тех пор, как люди восторженно говорили, что японцы - сверхнадежны, прошло ни много ни мало 10-15 лет. Старые машины не молодеют, а по словам некоторых автовладельцев, новые праворульные машины - уже не являются гарантом качества, какими были их старшие собратья. Верить этому или нет - дело сугубо индивидуальное. Пока сам не попробуешь не поймешь.

Где истина?

В итоге истина как всегда где-то рядом, то есть посередине. Правы те кто говорит, что правый руль небезопасен при обгонах. Но с другой стороны в режиме города развивать большую скорость и обгонять поток по встречке вряд ли придется. Получается правый руль в городских условиях не критичен.

Любой водитель с хорошим стажем подтвердит, что правый и левый руль - дело привычки. Для этого не нужно специально переучиваться - привыкаешь сам причем довольно быстро. Говорят, что человек, однажды поездивший на АКПП никогда не сядет за руль с ручной коробкой передач. Проводят аналогии и с японскими машинами, сравнивая с отечественными, дескать по уровню комфорта не сравнить, а на Европейца с хорошей комплектацией не хватает денег.

Конечно, если у автолюбителя есть достаточно денежных средств, чтобы купить себе роскошный автомобиль с множеством функций он и не посмотрит на машину с рулем с правой стороны. Но не у всех людей есть достаточная сумма для покупки такой машины. Поэтому несмотря на муссирующие слухи о запрете автомобилей с правым рулем, граждане продолжают действовать по возможностям: кто-то покупает отечественные новинки, кто-то элитных Европейцев, а кто-то праворульки. Все-таки хорошо, когда у народа есть выбор.

https://dzen.ru/profile/editor/sprosi_mene Подпишись!