Найти тему
КП-Челябинск

«А наш дом не рухнет?»: жители многоэтажки в Челябинске взбунтовались против будущей ветки метротрама

    Десятиэтажка уже в трещинах, и вибрация от трамваем разрушит ее окончательно, боятся жильцы.
Десятиэтажка уже в трещинах, и вибрация от трамваем разрушит ее окончательно, боятся жильцы.

Метротрам - один из самых долгожданных проектов в Челябинской области. Недавно дело сдвинулось с мертвой точки - кипит работа над проектом, есть договоренности о финансировании. И пока горожане ждут момента, когда смогут добираться из одного района в другой в кратчайшие сроки, жильцы домов в Ленинском районе паникуют.

Вдруг после «отрамваивания» улицы Дзержинского прилегающие к ветке метротрама многоэтажки сложатся как карточные домики? А еще переживают из-за расширения дороги. Мол, оно отгрызет и без того тесные тротуары и парковки. Жить станет хуже. Вплоть до того, что квартиры обесценятся. На опасения, говорят обеспокоенные, никто толком не реагирует.

КП-Челябинск попыталась разобраться, есть ли повод для беспокойства, и каким будет современный метротрам. Мы получили обратную связь от проектировщиков. И даже лично от губернатора Алексея Текслера.

«БОИМСЯ, ЧТО ТРЯСКА ОТ ВАГОНОВ ДОБЬЕТ НАШУ МНОГОЭТАЖКУ»

- Когда пустят трамваи, от вибрации наш дом просто может рухнуть! - бьют тревогу жители кирпичной высотки, которая превращается в карточный домик. Десятиэтажка на Дзержинского 97б уже сейчас в трещинах. Ими усыпаны квартиры, подъезды и даже фасад с фундаментом. Хотя дом относительно молод - ему чуть больше 10 лет.

    Снаружи стены дома в паутине из трещин. Есть они и внутри. Фото: Инна Давыдова
Снаружи стены дома в паутине из трещин. Есть они и внутри. Фото: Инна Давыдова

Все потому, говорят жители, что строители отошли от проекта - вместо ленточного сделали фундамент на сваях. Отсюда проседание и лопающиеся стены. Стоит дом впритык к проезжей части. А значит, и к будущей трамвайной ветке.

- Боимся, что тряска от курсирующих вагонов добьет нашу многоэтажку. Трещины поползут еще больше. Последствия могут быть плачевными, - делится переживаниями с КП-Челябинск Инна Давыдова. - Бог с ним с имуществом. Под угрозой - наши жизни!

В доме, к слову, больше 200 квартир. Под прицелом окажется и соседняя пятиэтажка. Она еле стоит, говорят горожане. Стены дома на Дзержинского 128 удерживают стяжки.

    Эти гайки на по углам стягивают разваливающийся дом, утверждают челябинцы. Фото: предоставлено КП, Ильдар Саудабаев
Эти гайки на по углам стягивают разваливающийся дом, утверждают челябинцы. Фото: предоставлено КП, Ильдар Саудабаев

Мириться с потенциальной опасностью собственники не хотят. Сколотили инициативную группу. Обращались к депутатам. Собирают подписи против строительства трамвайной ветки. Хотят увидеть детальный проект. Пытаются достучаться до власти с главным вопросом - кто-то подумал об опасном влиянии вибрации на пошатнувшиеся дома?

Все впереди. На публичных слушаниях был представлена и позже утверждена лишь документация по планировке и межеванию территорий. Обозначение объектов как таковых. Грубо говоря, широкими мазками. Определение конкретных размеров предстоящих изменений - задача проектной рабочей документации, поясняют в управлении архитектуры Челябинска.

    Часть документации по планировке и межеванию улицы Дзержинского под будущий проект метротрама. Фото: cheladmin.gov74.ru
Часть документации по планировке и межеванию улицы Дзержинского под будущий проект метротрама. Фото: cheladmin.gov74.ru

Работа над проектом только выходит из начальной стадии обоснования инвестиций, объяснил директор Челябинского дорожно-транспортного проектного института Виталий Передерий. В обязательном порядке предстоят желаемые жителями инженерные изыскания местности и обследование зданий. Тех, что с признаками разрушения. Не всей первой линии. При необходимости постройки будут укреплять.

Совет беспокоящимся жильцам: чтобы дом не остался без внимания будущей экспертизы, для подстраховки можно написать обращение заказчику строительства. Правда, определят его позже. Вероятно, это будет городская администрация или министерство дорожного хозяйства, отмечает в разговоре с КП-Челябинск директор проектного института:

- А вообще нервничают люди зря. Новые технологии исключили вибрации, которые были раньше. В планах у нас бесстыковые рельсы на виброизоляционных шпалах и современный подвижной состав.

В комитете дорожного хозяйства челябинцам ответили то же самое. Жалобы дошли и до губернатора Алексея Текслера. В интервью на радио «Комсомольская правда-Челябинск» (95,3 FM) мы обратили его внимание на опасения жителей. Глава региона подчеркнул, что метротрам один из ключевых проектов. И скоро воплотят наземную его часть. К делу подойдут с умом.

- У нас город трамвайный и совершенно точно - хуже не будет. Если правильно уложить рельсы, выпустить на линию новые составы, движение получается практически бесшумное. И при этом появится возможность добираться из Ленинского района в центр города за гораздо меньшее время, чем сейчас.

    Нормы учтены, хуже не будет – Алексей Текслер ответил обеспокоенным жителям Валерий ЗВОНАРЕВ
Нормы учтены, хуже не будет – Алексей Текслер ответил обеспокоенным жителям Валерий ЗВОНАРЕВ

ТРОТУАРЫ И ПАРКОВКИ ИСЧЕЗНУТ, А КВАРТИРЫ ПОДЕШЕВЕЮТ?

На публичных слушаниях по проекту строительства новой ветки метротрама стало известно, что улицу Дзержинского планируют расширять. По 2-3 метра в каждую сторону. Только делать это уже некуда, говорят жители прилегающих к проезжей части домов.

- Машины по подоконникам ходят - настолько близко к нам дорога, - присоединяется к возмущенным Екатерина Шилова из 117-го дома. - Напротив в библиотеке книги вечно пыльные, постоянно протирают. Куда расширять?

Где действительно дорога уже впритык, так это Дзержинского 97б. Инициативная группа подняла СНиПы и теперь сомневается - будет ли соблюдено минимальное расстояние в 20 метров от трамвайной линии до зданий.

    Десятиэтажку с трещинами от дороги отделяет парковка и тротуар, которых, по мнению жильцов, может не стать Ильдар САУДАБАЕВ
Десятиэтажку с трещинами от дороги отделяет парковка и тротуар, которых, по мнению жильцов, может не стать Ильдар САУДАБАЕВ

Представитель челябинского управления архитектуры Сергей Самсонов ручался, что нормативные расстояния будут соблюдены. Тем не менее, жильцы боятся, что под нож пойдут тротуары, газоны и парковки. В проектном институте успокаивают - расширение затронет не всю улицу. И насколько оно разрастется - еще нужно посмотреть. Конкретных размеров пока нет.

- Не факт, что по 3 метра в каждую сторону. Может, метр-два. И то это целесообразно делать перед перекрестком. Расширять на перегоне - смысла нет, - рассказывает КП-Челябинск Виталий Передерий. - Можно постараться сделать за счет дорожных полос. Их ширина сейчас 3 м 75 см. Нормы позволяют заузить каждую еще на полметра.

Умножаем на количество полос под окнами дома 97б - получаем 2 метра. На противоположной стороне три полосы - дадут еще 1,5. В сумме 3,5 метра. Проектировщики будут стараться вписать трамвайную линию в эти размеры. Ибо на первом месте - минимизация расширения, отмечает Передерий.

И добавляет, что после реализации проекта той же пыли станет меньше - снизится количество транспорта и выхлопов. Поскольку один трамвай перевозит пассажиров столько же, сколько два автобуса.

    Пару полос были загружены и в непиковое время в районе полудня Ильдар САУДАБАЕВ
Пару полос были загружены и в непиковое время в районе полудня Ильдар САУДАБАЕВ

Есть и те, кто ждет роста привлекательности недвижимости. Мол, будет как в Москве: чем ближе к метротраму, тем дороже недвижимость. Тем более рельсовый даст фору другим видам транспорта, отмечает жительница Ленинского района Ирина:

- В час пик на мосту Дзержинского-Доватора собираются пробки. Автобусы движутся и общем потоке и не заменят метротрам, у которого будет выделенная линия. Плюс решается наболевшая проблема с завершением строительства челябинского метро, на поддержание которого каждый год тратятся огромные деньги.

Стенания по поводу шума и вибрации женщина с Гражданской 4а не понимает. Живут же люди на Гагарина или Кирова. А в европейских городах вообще не страдают - трамваи ходят практически бесшумно, делится опытом поездок Ирина. И верит, что в Челябинске сделают не хуже.

- Улица Дзержинского достаточно широкая, и проектные решения, которые делаются, учитывают нормы, - отреагировал Алексей Текслер на сомнения по поводу предстоящего расширения проезжей части.

Но скептический настрой у жителей остался даже после заверений главы региона. Они намерены дальше отстаивать свою позицию: обращаться в ГЖИ, надзорные инстанции. И снова - к губернатору. Говорят, от таких ответов спокойнее не стало.

Автор: Ильдар САУДАБАЕВ