Метротрам - один из самых долгожданных проектов в Челябинской области. Недавно дело сдвинулось с мертвой точки - кипит работа над проектом, есть договоренности о финансировании. И пока горожане ждут момента, когда смогут добираться из одного района в другой в кратчайшие сроки, жильцы домов в Ленинском районе паникуют.
Вдруг после «отрамваивания» улицы Дзержинского прилегающие к ветке метротрама многоэтажки сложатся как карточные домики? А еще переживают из-за расширения дороги. Мол, оно отгрызет и без того тесные тротуары и парковки. Жить станет хуже. Вплоть до того, что квартиры обесценятся. На опасения, говорят обеспокоенные, никто толком не реагирует.
КП-Челябинск попыталась разобраться, есть ли повод для беспокойства, и каким будет современный метротрам. Мы получили обратную связь от проектировщиков. И даже лично от губернатора Алексея Текслера.
«БОИМСЯ, ЧТО ТРЯСКА ОТ ВАГОНОВ ДОБЬЕТ НАШУ МНОГОЭТАЖКУ»
- Когда пустят трамваи, от вибрации наш дом просто может рухнуть! - бьют тревогу жители кирпичной высотки, которая превращается в карточный домик. Десятиэтажка на Дзержинского 97б уже сейчас в трещинах. Ими усыпаны квартиры, подъезды и даже фасад с фундаментом. Хотя дом относительно молод - ему чуть больше 10 лет.
Все потому, говорят жители, что строители отошли от проекта - вместо ленточного сделали фундамент на сваях. Отсюда проседание и лопающиеся стены. Стоит дом впритык к проезжей части. А значит, и к будущей трамвайной ветке.
- Боимся, что тряска от курсирующих вагонов добьет нашу многоэтажку. Трещины поползут еще больше. Последствия могут быть плачевными, - делится переживаниями с КП-Челябинск Инна Давыдова. - Бог с ним с имуществом. Под угрозой - наши жизни!
В доме, к слову, больше 200 квартир. Под прицелом окажется и соседняя пятиэтажка. Она еле стоит, говорят горожане. Стены дома на Дзержинского 128 удерживают стяжки.
Мириться с потенциальной опасностью собственники не хотят. Сколотили инициативную группу. Обращались к депутатам. Собирают подписи против строительства трамвайной ветки. Хотят увидеть детальный проект. Пытаются достучаться до власти с главным вопросом - кто-то подумал об опасном влиянии вибрации на пошатнувшиеся дома?
Все впереди. На публичных слушаниях был представлена и позже утверждена лишь документация по планировке и межеванию территорий. Обозначение объектов как таковых. Грубо говоря, широкими мазками. Определение конкретных размеров предстоящих изменений - задача проектной рабочей документации, поясняют в управлении архитектуры Челябинска.
Работа над проектом только выходит из начальной стадии обоснования инвестиций, объяснил директор Челябинского дорожно-транспортного проектного института Виталий Передерий. В обязательном порядке предстоят желаемые жителями инженерные изыскания местности и обследование зданий. Тех, что с признаками разрушения. Не всей первой линии. При необходимости постройки будут укреплять.
Совет беспокоящимся жильцам: чтобы дом не остался без внимания будущей экспертизы, для подстраховки можно написать обращение заказчику строительства. Правда, определят его позже. Вероятно, это будет городская администрация или министерство дорожного хозяйства, отмечает в разговоре с КП-Челябинск директор проектного института:
- А вообще нервничают люди зря. Новые технологии исключили вибрации, которые были раньше. В планах у нас бесстыковые рельсы на виброизоляционных шпалах и современный подвижной состав.
В комитете дорожного хозяйства челябинцам ответили то же самое. Жалобы дошли и до губернатора Алексея Текслера. В интервью на радио «Комсомольская правда-Челябинск» (95,3 FM) мы обратили его внимание на опасения жителей. Глава региона подчеркнул, что метротрам один из ключевых проектов. И скоро воплотят наземную его часть. К делу подойдут с умом.
- У нас город трамвайный и совершенно точно - хуже не будет. Если правильно уложить рельсы, выпустить на линию новые составы, движение получается практически бесшумное. И при этом появится возможность добираться из Ленинского района в центр города за гораздо меньшее время, чем сейчас.
ТРОТУАРЫ И ПАРКОВКИ ИСЧЕЗНУТ, А КВАРТИРЫ ПОДЕШЕВЕЮТ?
На публичных слушаниях по проекту строительства новой ветки метротрама стало известно, что улицу Дзержинского планируют расширять. По 2-3 метра в каждую сторону. Только делать это уже некуда, говорят жители прилегающих к проезжей части домов.
- Машины по подоконникам ходят - настолько близко к нам дорога, - присоединяется к возмущенным Екатерина Шилова из 117-го дома. - Напротив в библиотеке книги вечно пыльные, постоянно протирают. Куда расширять?
Где действительно дорога уже впритык, так это Дзержинского 97б. Инициативная группа подняла СНиПы и теперь сомневается - будет ли соблюдено минимальное расстояние в 20 метров от трамвайной линии до зданий.
Представитель челябинского управления архитектуры Сергей Самсонов ручался, что нормативные расстояния будут соблюдены. Тем не менее, жильцы боятся, что под нож пойдут тротуары, газоны и парковки. В проектном институте успокаивают - расширение затронет не всю улицу. И насколько оно разрастется - еще нужно посмотреть. Конкретных размеров пока нет.
- Не факт, что по 3 метра в каждую сторону. Может, метр-два. И то это целесообразно делать перед перекрестком. Расширять на перегоне - смысла нет, - рассказывает КП-Челябинск Виталий Передерий. - Можно постараться сделать за счет дорожных полос. Их ширина сейчас 3 м 75 см. Нормы позволяют заузить каждую еще на полметра.
Умножаем на количество полос под окнами дома 97б - получаем 2 метра. На противоположной стороне три полосы - дадут еще 1,5. В сумме 3,5 метра. Проектировщики будут стараться вписать трамвайную линию в эти размеры. Ибо на первом месте - минимизация расширения, отмечает Передерий.
И добавляет, что после реализации проекта той же пыли станет меньше - снизится количество транспорта и выхлопов. Поскольку один трамвай перевозит пассажиров столько же, сколько два автобуса.
Есть и те, кто ждет роста привлекательности недвижимости. Мол, будет как в Москве: чем ближе к метротраму, тем дороже недвижимость. Тем более рельсовый даст фору другим видам транспорта, отмечает жительница Ленинского района Ирина:
- В час пик на мосту Дзержинского-Доватора собираются пробки. Автобусы движутся и общем потоке и не заменят метротрам, у которого будет выделенная линия. Плюс решается наболевшая проблема с завершением строительства челябинского метро, на поддержание которого каждый год тратятся огромные деньги.
Стенания по поводу шума и вибрации женщина с Гражданской 4а не понимает. Живут же люди на Гагарина или Кирова. А в европейских городах вообще не страдают - трамваи ходят практически бесшумно, делится опытом поездок Ирина. И верит, что в Челябинске сделают не хуже.
- Улица Дзержинского достаточно широкая, и проектные решения, которые делаются, учитывают нормы, - отреагировал Алексей Текслер на сомнения по поводу предстоящего расширения проезжей части.
Но скептический настрой у жителей остался даже после заверений главы региона. Они намерены дальше отстаивать свою позицию: обращаться в ГЖИ, надзорные инстанции. И снова - к губернатору. Говорят, от таких ответов спокойнее не стало.
Автор: Ильдар САУДАБАЕВ