Найти тему
Планета Психея

Ребенок узнал о разводе – ждите ответа...

Как бы грамотно Вы не провели первую беседу с ребенком, полностью избежать негативных последствий этого крутого поворота в жизни ребенка не удастся. Только в одном случае это решение воспринимается ребенком с облегчением: если отец был для ребенка источником угрозы и источником страха, что чаще случается в семьях алкоголиков и слоев общества, близких к криминальным. Во всех же других обстоятельствах поведение ребенка изменится, как оно меняется у всех других людей, переживающих психологический стресс. Примечательно, что по физиологическому и психологическому состоянию вы и ваш ребенок можете оказаться на равных позициях, с той разницей, что вы, как более информированный человек, будете опережать его на несколько фаз. Поэтому некоторые признаки вы можете обнаружить не только у ребенка, но еще раньше, у себя. Изменения эти могут быть разными, протест ребенка против насильственного вмешательства в его судьбу может принимать как явные, так и скрытые формы. Причем важно знать, что переживания ребенка чаще всего имеют косвенное, непрямое выражение: он может ничего не говорить матери, но ссориться с друзьями, отказываться участвовать в детских праздниках и т.п. Все это – признаки психологического неблагополучия ребенка, ослабления его способности приспосабливаться (адаптироваться) к обстоятельствам своей жизни.

Известный ученый Ганс Селье, исследуя протекание реакции организма и психики человека на стресс, выделил три фазы: реакцию тревоги (А), стадию сопротивления (Б) и стадию истощения (В). На первой стадии в поведении человека, столкнувшегося со стрессором, обычно наступает пауза (длительная или короткая), во время которой человек оценивает свои возможности. Это соответствует тому «замиранию», которое вы могли испытать, если муж сообщил вам, что оставляет этот дом. Ребенок точно так же может ответить на сообщение о разводе родителей.

После того как оценка ситуации и своих возможностей уже произведена, наступает стадия сопротивления, или борьбы со стрессором. Женщина думает, как вести себя дальше, можно ли сохранить семью, как прежде. Ребенок прикладывает усилия в том же направлении. Во время стадии сопротивления психологическое функционирование может даже улучшиться: мобилизованы все способности организма, и это нередко приводит к успеху. Ребенок может совершать невиданные раньше подвиги любви к родителям и послушания, отметки улучшаются, домашняя работа выполняется, он не отказывается ни от одного поручения, даваемого мамой и папой.

Но если длительность этой стадии затянулась, и возможности человека истощились, а желаемого результат все еще нет, то наступает стадия психологического упадка сил. Продуктивное функционирование психики снижается и, в конце концов, может вообще прекратиться.

Что может служить признаками перехода к наиболее опасной стадии В? Можно говорить об изменениях познавательных процессов (внимания, памяти и мышления), чувств и поведения в целом. Вот некоторые из этих признаков.

  • Ребенку трудно сфокусироваться на услышанном. Он может «пропускать мимо ушей» обращения взрослых, часто терять нить обдумываемого или проговариваемого вслух. Он не всегда опознает даже знакомые объекты, а в ответах пытается компенсировать свою растерянность торопливыми ответами наугад.
  • Исчезают хорошее самочувствие и настроение, возрастают стремление к самозащите и агрессивность. Ребенок начинает огрызаться, тон его реплик и высказываний становится все более раздражительным. Он чаще срывается. Внешность начинает производить удручающее впечатление, поскольку ребенок может забыть элементарные гигиенические навыки, которым его научили.
  • Появляются или возрастают речевые проблемы: может появиться заикание, все труднее ясно высказать свои мысли и пожелания. Заброшены самые любимые увлечения, начинаются прогулы школьных уроков. В общении появляется стремление возлагать ответственность за все на других и обвинять их при этом. По многим направлениям происходит сдача собственных позиций, наблюдается ослабление честолюбия. Возникают странные манеры, непредсказуемость поведения. Появляются опасные фразы о том, что необходимо «покончить со всем этим» или «ничего поделать нельзя», содержащие скрытую угрозу самоубийства.

Запаздывающий шок

Примечательно, что реакция на сообщение о разводе может последовать сразу, а может быть отсроченной во времени. Если она наступает по прошествии трех недель и больше, психологи говорят о так называемом синдроме посттравматического стресса. Когда вы видите изменения, соответствующие перечисленным ниже, то, скорее всего, их причиной была информация о предстоящих в семье переменах. Эта информация усиливается беседами с другими родственниками, одноклассниками и друзьями, нередко бестактными замечаниями и вопросами учителей. Нужно быть готовой к тому, что если известие о разводе явилось для вас неожиданностью, то те же реакции могут наступить и у вас. Будьте внимательны к себе и ребенку.

Три типа поведения человека, переживающего посттравматический стресс, наблюдают психологи чаще всего.

Экспрессивный тип – ребенок проявляет сильные чувства, может кричать, плакать, смеяться или рыдать, дрожать, раскачиваться, при этом будучи не в состоянии сдержать своих действий.

Контролирующий тип – ребенок «успешно» сдерживает себя, и его внешнее поведение не отличается от поведения других сверстников. Он может производить даже впечатление более спокойного, чем в обычном состоянии, или совсем бесчувственного. Однако это впечатление обманчиво: сдержанность может привести к неожиданным, на первый взгляд необъяснимым болезням.

Шоковый тип – ребенок совсем подавлен, оглушен, трудно понять, не зная событий, что с ним произошло. Он производит впечатление совсем отсутствующего, пребывающего в другом мире.

Бывает и так, что эти типы реакций сменяют друг друга.

Признаки посттравматического шока разнообразны. Это могут быть навязчивые мысли и яркие воспоминания об отце, его прикосновениях, запахах каких-то эпизодов общения. Это может быть, наоборот, избегание всего, что связано с травмой развода – вещей отца, его имени, упоминания его профессии, любимом времяпрепровождении и т.д.

Возможно, что ребенок вообще забудет, вычеркнет из жизни определенный период времени – как предразводный, так и послеразводный, так что впоследствии не сможет вспомнить событий и обстоятельств жизни этого времени.

В поведении стрессы часто приводят к тому, что ребенок начинает вести себя, как более младшие дети: забывает то, чему научился, что усвоил недавно – перестает ходить на горшок, разучивается чистить зубы или застегивать пуговицы, возвращается к тем играм, которые забавляли его, когда он был младше. Возможно при этом, что игры становятся более агрессивными, ребенок может ломать игрушки, отрывать у кукол руки, ноги, волосы. Проявляя сверх бдительность, он в то же время проверяет, на месте ли его игрушки, не пропали ли они, как исчез из его жизни отец. Игры на «исчезновение-появление» представляют собой как раз психологическое «отреагирование» стрессов, вызванных разлукой с близким человеком.

Изменяется отношение к себе – чувство «брошенности» приводит к тому, что ребенок начинает ощущать себя никому не нужным, неполноценным. Поэтому многие стремятся в такие периоды к уединению, уходу от людей. Дети могут не замечать обращенных к ним вопросов, замечаний, интуитивно занимают место, где их никто не увидит – за диваном, под столом и т.п.

К сожалению, нередко случается, что странности ребенка родители относят на счет его дурного воспитания, плохих привычек или желания «насолить» старшим, нарочно вывести их из терпения. Даже если это так, прежде чем наказывать ребенка, все же задумайтесь: какую цель он бессознательно при этом реализует? Может быть только таким способом ему удается привлечь к себе внимание родных и близких?

Эти изменения поведения ребенка должны быть вовремя замечены его близкими, чтобы суметь оказать ему психологическую поддержку, а, возможно и медицинскую помощь. И помните – на вопрос, что же вызывает самый сильный стресс, чаще всего психологи отвечают: «Вы сами».

Как протестуют девочки и мальчики ?

-2

Развод глазами ребенка – это в первую очередь крушение стабильности мира, с которым сопряжено переживание предательства со стороны уходящего родителя и обида на того, кто остается с ребенком, за неспособность сохранить все, как было раньше. Психологически все реакции протеста против расставания родителей могут служить одной из двух задач: во-первых, выжить и уцелеть как личности самому, во-вторых, постараться сохранить семью в ее привычном составе. Важно понимать, что эти цели реализуются как сознательно, так и неосознанно.

Первая задача решается в любом случае, и признаки ее легко распознать. Как оградить себя от неприятностей реальной реальности? Ответ простой- уйти от нее. Причем это могут быть как уходы в буквальном смысле слова – побеги из дому, решение поселиться у бабушки, стремление проводить каникулы вне дома, так и пассивными, психологическими – когда ребенок создает свой собственный внутренний мир, ограждает себя посредством защитного фантазирования или проявляет явные признаки депрессии. Депрессия – это состояние пониженного настроения, охлаждения интереса к происходящему в мире предметов.

Депрессия играет защитную роль, позволяя ребенку сосредоточиться на внутреннем опыте, но затяжные депрессии должны вызывать тревогу родителей и взрослых и требуют вмешательства. Часто депрессия у школьников сопровождается ослаблением желания учиться: что могут значить для ребенка отметки, когда рушится мир! Дошкольники перестают играть, как прежде. Налицо ссоры, обиды, жалобы на то, что с ним никто не играет. Самые частые жалобы разведенных родителей, приводящих своих детей к психологу, – «плохо учится» или «не ладит с детьми в садике».

Что же касается позиции активного сопротивления изменениям в семье, то чаще всего проявляется агрессивное поведение в различных формах – это может быть отказ выполнять любые просьбы старших в знак протеста и осуждения происходящего в семье.

Хотя все дети реагируют на стрессы по-разному, есть некоторые закономерности, о которых нужно знать. Так, девочки чаще носят переживания в «себе», и внешнее поведение может у них почти не меняться. Однако вполне могут появиться другие признаки нарушения адаптации: пониженная работоспособность, утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительность. Стоит прислушаться к дочке, если она вдруг начинает жаловаться на нездоровье: то палец заболел, то живот схватывает, то не дает покоя мигрень.

Иногда все эти признаки служат одной задаче – привлечь к себе внимание расстающихся родителей, скрепить их узы или, по крайней мере, убедиться, что хотя бы ребенка они не разлюбили. Так, ребенок может манипулировать родителями, заявляя: «Мне кажется, я растянула мышцу на ноге. Возможно, это даже воспаление, а может, – саркома. Но мне хочется, чтобы папа посмотрел, он ведь занимается спортом и разбирается в таких вещах». Однако больную ногу могут не показать и папе. В то же время, отвлекаясь от семейных несчастий, девочка может скакать и прыгать во дворе, не испытывая каких-либо неудобств. Это сигнал: усилить внимание, компенсировать недостаток любви любыми возможными средствами.

Не спешите упрекать девочку в притворстве: все происходящее она действительно чувствует, и ваша главная задача – предотвратить закрепление нарушений. Часто – это нарушения функциональных систем внутренних органов, не затрагивающие анатомического строения (психологи называют их неврозами). Здесь уже необходима помощь психолога, и, возможно, невропатолога.

Для мальчиков же характерны более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дому. Если ведущие переживания девочек в ситуации развода родителей – грусть и обида, то у мальчиков это гнев и агрессивность. Иначе говоря, переживания девочек доставляют беспокойство в первую очередь им самим, а проблемы мальчиков быстро начинают сказываться на окружающих.

Мальчики могут выражать свою агрессивность по-разному, меняя ее объект в зависимости от наличных условий – они могут демонстративно отказаться говорить с отцом, но если отец вне дома, – пытаться повышать голос на мать. Обычная история – уходы из дому без того, чтобы поставить в известность мать. Еще хуже – побеги, причем иногда в достаточно отдаленные регионы. Ребенок может просто уйти жить к бабушке или другу.

Многое в психологической реакции ребенка зависит от возраста: чем старше ребенок, тем сильнее в нем проявляются признаки пола и тем более серьезными могут быть нарушения поведения. Маленькие дети могут дать понять о своем неблагополучии только одним способом – заболеть, что они и делают. Экземы, гастриты, заикания, навязчивые движения – все это наиболее типичные проявления внутреннего напряжения детей, с помощью которых они предлагают взрослым задуматься о семейном климате

Семейное «дело» видно и окружающим

Нарушения адаптированности ребёнка проявляется не только в семье. Внимательные педагоги и воспитатели всегда замечают неблагополучие в семье по поведению ребёнка в школе или детском саду – это могут быть, на первый взгляд, непонятные неожиданные слёзы, агрессивность, конфликты, полная рассредоточенность внимания. Очевидно, что ребёнок «прорабатывает» имеющимся у него психологическими средствами семейные стрессы. Поэтому неудивительно, что самая частая жалоба разводящихся родителей, обращающихся к детскому психологу, – «он плохо ведёт себя в детском саду» или «у него сплошные двойки». За этими на первый взгляд заурядными жалобами всегда обнаруживаются глубинные семейные конфликты.

Можно прогнозировать, где проявятся особенности поведения ребёнка, переживающего семейный стресс. Дело в том, что повседневное поведение ребёнка напоминает сообщающиеся сосуды «семья – школа (детский сад)»: он учится уклоняться от конфликтов там, где встречает наибольшее сопротивление, но при этом выражает агрессию в другой среде, где он не опасается сильного наказания. При наличии взаимного доверия в семье, отношений, построенных не только на родительской (иногда эгоистичной и недальновидной) любви, но и на уважении личности ребёнка, обычно формы протеста против развода не принимают асоциальных или вредных для здоровья ребёнка форм. Если же ребёнок испытывает давление и в школе (детском саду), и дома, то это приводит к истощению нервной системы.

Семья, переживающая последствия развода, сталкивается с различными трудностями. Часть из них можно преодолеть, опираясь на свои силы, а по поводу других необходимо обратиться за консультацией к специалистам. По многим вопросам воспитания ребенка вам может помочь профессиональный психолог.

Возможно, мир переменится к лучшему, вы вступите в повторный брак. Ведь не стоит ради детей всю жизнь оставаться одной. Нужно отметить, что повторных браков становится все больше и больше. По статистике, около 30% заключаемых браков – повторные. А с новым членом семьи в доме, можно надеяться, многие проблемы вам будет легче решать. Новый брак – это не продолжение старого, а стремление построить гармоничный мир. Поэтому при выборе партнера необходимо тщательно рассматривать такой важный показатель, как готовность стать воспитателем ваших детей.