Найти в Дзене
Антон Соколов

«Пронеси Господи» – старая дорога, соединявшая Сочи и Красную Поляну

Бетонные галереи старой дороги
Бетонные галереи старой дороги

⚠️ Имейте ввиду, гуляя по старой Краснополянской дороге, на вас в любой момент могут упасть камни с нависающих над дорогой скал. ⚠️

👆 Это была самая важная информация из данной статьи.

Первая дорога из Сочи в Красную Поляну была построена более 100 лет назад. И ещё до 2005 года по ней ходил транспорт. Это уникальное инженерное сооружение. Дорога была проложена через узкое скалистое ущелье, вдоль реки Мзымта. Самый опасный и впечатляющий участок проходит в ущелье Ахцу по отвесным скалам, между населенными пунктами Кепша и Монастырь.

Участок дороги в районе ущелья Ахцу
Участок дороги в районе ущелья Ахцу


Первые пассажиры добирались в Красную Поляну ещё на каретах, а в последние годы эксплуатации на автобусы устанавливались защитные сетки, которые смягчали удары падающих сверху камней. Опасность представляли и высокие обрывы. Дорога узкая и извилистая. Поэтому в народе её прозвали «Пронеси Господи». Да и сейчас, проходя по ней, в голову приходят эти же слова.

-3

Старая Краснополянская дорога была построена в 1887-1889 годах во времена, когда на юге шло активное строительство сети дорог после включения в состав Российской Империи новых территорий, по окончании Кавказской войны. Дорога в Красную поляну была значимым проектом наряду с другим масштабным строительством – дорогой Новороссийск - Сухум, называемой "Голодное шоссе". О "Голодном шоссе" я напишу отдельную статью.

Фото старой заброшенной дороги Новороссийск - Сухум ("Голодное шоссе")
Фото старой заброшенной дороги Новороссийск - Сухум ("Голодное шоссе")


Бетонные навесы были построены уже в последние годы "жизни" дороги в местах с частыми камнепадами. В 2005 году дорога была закрыта, так как появился более безопасный путь через тоннель.

-5

-6

-7
-8
-9
-10
По пути был прорублен тоннель в скале
По пути был прорублен тоннель в скале
Здесь шли бои между красноармейцами и белогвардейцами в 20х годах прошлого века.
Здесь шли бои между красноармейцами и белогвардейцами в 20х годах прошлого века.

Разрушенный участок старой дороги
Разрушенный участок старой дороги


Если вы всё таки решили гулять в подобных местах, то дам
несколько советов как сделать это безопаснее:

- Выбирайте подходящую погоду. Не стоит идти в узкое ущелье во время дождя, так как вероятность обвала камней повышается в разы.

- Также опасным временем считается середина солнечного дня, когда камни нагреваются, в следствие этого расширяются и "выходят" из скалы.

- По этой же причине вечером тоже не самое лучше время для подобных мест. После того как камни нагрелись днём, они начинают остывать, между ними появляется пространство и они выпадают.

- Всегда смотрите перед собой и если вы видите, что впереди на дороге много камней, то такие участки стоит проходить быстро и не останавливаться.

- Прислушивайтесь. Часто падающий по склону камень слышно за несколько секунд до падения. И это время стоит использовать, чтобы среагировать.

- Использовать шлем. Его активно применяют альпинисты, скалолазы, строители и это логично, потому что он защищает вас уже от конкретного попадания камня в голову. Но в реальности из туристов вряд-ли кто-то будет его надевать.

Вид на старую дорогу снизу, у реки Мзымта
Вид на старую дорогу снизу, у реки Мзымта

_______________________________

Если вам понравилась статья: ставьте лайк, пишите комментарии, делитесь и подписывайтесь на мой канал. Мне будет приятно!