В Волгоградском театре юного зрителя открылась фотовыставка известного фотокорреспондента ТАСС Степана Курунина. На ней представлены редкие фотографии Сталинграда довоенной и военной поры, а также периода восстановления города-героя.
Снимки возвращены к жизни, благодаря активному содействию руководителя организации «Дети Сталинграда» Галины Егоровой. Она давно дружит с Волгоградским ТЮЗом, и открывшаяся выставка — хороший результат этой дружбы. Экспозиция насчитывает 80 фотографий. Всего же в архиве Степана Курунина находится 2 тысячи негативов, 5 тысяч фотографий.
«Особенно впечатляют снимки разрушенного, но непобеждённого города, — поделился один из организаторов выставки, директор ТЮЗа Альберт Авходеев. — Это трагическое назидание будущим поколениям, на фотографиях застыла история. И не просто история — на них появилась художественность, глубина, и особая красота. Никакая цифровая технология не сможет передать того, что сумел увидеть и передать в своих фото Степан Фёдорович Курунин».
В открытии принимал участие внук замечательного фотографа — Степан Курунин-младший. Альберт Авходеев подарил ему фотопортрет его деда. Растроганный Степан тепло поблагодарил всех сотрудников театра за память, за пристальное внимание к теме героического Сталинграда.
«Мы ничего не стоим, если не будем помнить того, что было с нами, со всей страной. Я знаю деда только по рассказам отца, который буквально боготворил его — как человека, как художника, как солдата. Спасибо Волгоградскому ТЮЗу за эту выставку, за активное возвращение памяти».
Выставка не оставила равнодушными никого из присутствующих. Среди гостей преобладали ветераны, но были и молодые люди, не скрывавшие эмоций.
Ирина Запорожан, волонтёр культуры: «Такое ощущение, будто мы побывали в том времени. И сейчас трудно выбраться в наше сегодня, душа взбудоражена. Такие выставки нужны нам всем, с ней нагляднее представляешь, через что прошла наша страна. Выстояла и победила».
Выставка служит своеобразным прологом к показу премьерного спектакля «Юрка. Картинки военного детства», поставленного заслуженным артистом РФ Альбертом Авходеевым по пьесе Малики Дубиной.
Драматург создавала пьесу специально для Волгоградского ТЮЗа, в основу её легли подлинные воспоминания сталинградских детей. В частности, волгоградского художника Льва Тырина. Его картины — документальное и художественное свидетельство о трагических событиях дней Сталинградской битвы, судьбах маленьких сталинградцев, переживших немыслимые испытания».
Евгения Сагаллаева и Римма Второва — подруги с самого детства. А детство их прошло в Сталинграде, в военном Сталинграде. Они знают о нём по рассказам матерей. Но остались некоторые яркие картины, всплывающие в памяти. Такие, например, как невозвратимый уход отца Евгении Константиновны на фронт, кусочек шоколадки — его прощальный подарок. Или — воспоминания Риммы Борисовны о постоянном чувстве голода, о сладковатом вкусе зелёной травы весной.
Обе они учились в одном классе со Львом Тыриным, им он дарил свои картинки. Они не могли не прийти на этот спектакль. С которого вышли потрясённые и взволнованные до предела. Они, будто снова оказались в своём детстве, снова пережили те ужасы. Но и ощутили вкус Победы, в которую тоже вложили свою маленькую частичку. Дети Сталинграда встретились с собой — с детьми военного Сталинграда.
На спектакле «Юрка. Картинки военного времени» побывала корреспондент РИАЦ Виктория Шадчина. Она поделилась своими впечатлениями.
Дедушка на сцене (арт. Борис Кудрявцев) — это что-то. Он играет, как дышит. В нужный момент выходит из тени и своим спокойным и безэмоциональным голосом говорит о том, о чём без слез не скажешь. Как он мастерски ставит точку в сцене, переключает внимание! Без передышек весь спектакль на сцене — это круто!
Меня потрясли такие моменты, когда он начинает взаимодействовать с тем мальчишкой, которым он был 80 лет назад. Когда в продуваемой всеми ветрами
степи он достаёт из-под снега колосок и протягивает его самому себе, голодному и замерзающему.
Крутейшая находка с фрицами на ходулях. А как ещё представить детский ужас? Сделать их огромными, нечеловеческих размеров, как то нечеловеческое зло, которое они несли. Наверное, именно так они и выглядят в детских, а потом и в недетских кошмарах. Короче, до мурашек.
Сын у меня впечатлился первой бомбардировкой, когда стены домов на глазах превратились в руины. И голубем в самом начале (когда его показали, будто эти луч света).
А ещё тем, что события разворачиваются в двух шагах от театра. Это история про здешних мальчишек. Когда это осознаёшь, проникаешься правдой истории моментально.
Мальчишки (в ролях Игорь Гришалевич и Альберт Шайдуллов) отыграли отлично. Самые яркие сцены - на элеваторе, в пургу, когда Юрка не бросил друга. А ещё, когда они поделились друг с другом болью про своих отцов. Слово «делились», кстати, очень им подходит. Такими внимательными друг к другу могут быть только настоящие друзья. И не важно, знают ли они фамилии друг друга или нет. После того, что пережили вместе это совсем не важно.
И опять вернусь к старику. Может, это я так увидела или надумала себе. Но было ощущение, что в его жизни уже непонятно, где реальность, а где воспоминания. Последние становятся все чётче и эмоциональнее. Поэтому они и предстают перед ним такими яркими картинами.
Тема, конечно, очень тяжёлая. Я готовилась рыдать весь спектакль. Но, к счастью, светлых моментов всё же было больше. Даже улыбнулась, когда Юрка притащил дохлую ворону. Хотя смешного в этом моменте вообще ничего не было.
Смотреть такой спектакль непросто. Душу выворачивает наизнанку. Но смотреть нужно всем. Особенно школьникам.