7 павильонов
7 камерных сюжетов
7 великих музыкальных произведений
Все это объединяется в проекте "Настройки-3"- заключительной части большого проекта Настроек в Доме культуре ГЭС-2.
Была на всех частях, эта мне понравилась больше всего. Начиная от самих павильонов, где каждая деталь имеет значение и смысл, и заканчивая музыкальными произведениями, раскрывающимися совершенно удивительным способом в зависимости от обстановки, в которой они звучат.
Линии на фасадах павильонов отражают интервалы колебаний звуковой волны музыкального произведения, которое в нем звучит. А цвет - самую высокую ноту произведения, т.е. в цветах закодированы максимальные значения звуковой волны произведения.
Для меня суть всех проектов ГЭС-2 - это перенаправить очевидное восприятие искусства на собственное внутреннее ощущение. У каждого возникнут свои вопросы и он найдет на них свои собственные ответы.
Третья часть проекта откликнулась мне именно в этом формате. Хотелось задержаться подольше и поразмышлять. Рассказывая кратко о каждом павильоне, выделю то, что мне понравилось и на какие размышления меня он побудил.
I Штраус/Шёнберг
Композитор Арнольд Шёнберг создал "Общество частных музыкальных представлений", чтобы добиться идеальных условий для исполнения и восприятия современной музыки, а именно камерные и интимные пространства, не выходящие за рамки комнаты. В 1889 году он пересобирает "Императорский вальс" Штрауса, тем самым парадная имперская музыка превращается в манифест нового времени. Продолжая замысел камерности, интерьер оформлен в виде меблированной гостиной и отсылает нас к стилю ар-нуво.
Понравилась Гравюра Джованни Батиста Пиранези "Вид на виллу д`Эсте в Тиволи". Последним владельцам этого загородного дворца XVI века был австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд, убийство которого стало сигналом к первой мировой войне и краху Австро-Венгерской империи. Отличная параллель с переосмыслением вальса Штрауса Шенбергом и новым началом.
Вся эта совокупность первого павильона побудила меня задаться вопросом - Когда мы решаем, что пора что-то менять, переходить на другой "уровень" и как это происходит?
II Бетховен
Здесь вы услышите поздние квартеты Бетховена, которые он писал уже почти лишившись слуха. Полные лирических излияний, отражающих субъективные переживания композитора. Интерьер воссоздает студию звукозаписи и при этом же и телестудию.
В этом павильоне работы художников с произведением у меня не считались. А вот сочетание хромакея, катушечного магнитофона и произведение Бетховена - вот это вау.
Исходя из понравившегося, мои мысли ушли к тому, как разные эпохи неразрывно связаны и что может произойти все что угодно. К этому как раз и ведет хромакей, на котором желаемое можно превратить в действительность.
III Шостакович
Симфония №15 является завершающей симфоническое творчество Шостаковича и остается одним из самых загадочных произведений композитора. Эта музыка имеет автобиографический характер, композитор как бы подводит итог своей роли в мировой культуре. Интерьер павильона воссоздает гостиничный номер знаменитой 23-этажной гостиницы "Венец" в Ульяновске, построенной к 100-летию со дня рождения Ленина. Преимущественно в нее селили важных чинов и партийцев, и прославилась она царившей в ней прослушке.
На мой взгляд этот союз звучания и картинки самый сочетаемый из всех павильонов и самый грустный. Как и в окончании симфонии исчезают и растворяются характерные черты музыки композитора, так и гостиничный номер становится обезличенным после утренней уборки.
Сидя в данном "гостиничном номере" не покидает ощущение звенящей пустоты.
IV Хильдегарда Бингенская
В этом павильоне мое главное открытие - "Духовные гимны" Хильдегарды Бингенской. Знаменитая пророчица и мистик Раннего Средневековья, философ, поэт, врачевательница, первая известная в христианском мире женщина-композитор. Ученые считают ее основательницей научной естественной истории в Германии. В 2012 году причислена к лику католических святых. В союз с ее композицией вступает инсталляция Ирины Кориной "Камуфляж", напоминающее фойе или лобби с оставленной верхней одеждой, клетчатыми сумками и звонящими телефонами. Отсылками к Хильдегарды Бингенской служат изображения паломников на обоях.
Музыка меня очаровала - это что-то возвышенное и умиротворенное. Хочется поднять ввысь глаза и вобрать в себя весь мир, и вместе с тем закрыть глаза и погрузиться в свой внутренний мир, сродни медитации.
От этого павильона испытываешь кардинально разные чувства. Он возведен в форме вытянутого прямоугольника, от этого проходя по нему ты как-будто в лабиринте и не видишь что же находится за углом. При этом слышен неумолкающий перезвон мобильников. Испытываешь жуть и тревогу. Но стоит надеть наушники и услышать композицию Хильдегарды Бингенской сразу весь мрак рассеивается. В результате, размышляла о том как одно и тоже помещение, событие или один и тот же человек может раскрываться для каждого по-разному.
V Шуман
Для меня это самый считываемый павильон. Во-первых, 27 февраля 1854 года Роберт Шуман совершает попытку самоубийства, через день заканчивает произведение "Вариации духа". Еще через несколько дней его определят в психиатрическую больницу, где он и умрет спустя два года.
Во-вторых, прослеживается связь с живописными работами. Рисунки Врубеля, который тоже закончил свою жизнь в психиатрической лечебнице. "Серая фигура" Джакометти и "Эскиз к портрету" Бэкона так же отсылают к отчаянию и неустойчивость внутреннего мира.
И наконец, в-третьих, шаткий деревяный пол символизирует потерю равновесия в прямом и широком понимании.
С визуальной точки зрения, здесь мне понравилось все. Конечно мировые шедевры привносят свою лепту.
Здесь напрашивается всего один вопрос - как не потерять равновесие и не сойти с ума перед внешними катастрофами?
VI Лист
Здесь встретились два новатора своего времени. Ференц Лист с пьесой "Серые облака" и Эль Лисицкий с "Демонстрационным пространством"(и снова УНОВИС). Пьеса была поворотным моментом от позднего романтизма к модернизму. Проект Лисицкого своего рода был интерактивным, благодаря ребристым стенам картины можно было передвигать не снимая со стены. Так же ребра окрашивались в разный цвет, тем самым под разным углом обзора цвет менялся. Что было свежим оригинальным решением.
На первый взгляд стальное отталкивающее помещение, но тут же становится спокойно и не хочется оттуда уходить. Может сказалось, то что спустя около двух часов считывания деталей в других павильонов, оказываешься в пустом помещение и глаз отдыхает, а тело успокаивается.
Видимо это единственный павильон, где хочется поразмышлять о чем-то светлом, о прогрессе и новых идеях.
VII Вагнер
Заключительный павильон встречает нас знаменитой оперой Рихарда Вагнера - "Тристан и Изольда". Композитор продумывал до мелочей не только свои произведения, но и помещения, где оно будет играть. Ради него даже посторили отдельный Дворец фестивалей. По замыслу кураторов дополняют музыку инсталяция "Иссякающие" - нечто беспредметное и фотографии японского фотографа под названием "Театры", хотя я особой связи не уловила.
Сочетание произведения и красного окна(как символ алтаря) будоражит душу. Мощное по своей силе произведение.
Меня больше побудило обсудить оперу и творчество Вагнера, нежели связь музыки и инсталляции.
Я получила полное удовлетворение проведенным там временем.
При этом каждое мое посещение ГЭС-2 носит неоднозначный характер. И дело не в проектах, а в персонале. Кто-то ведет себя хамовито и надменно, кто-то учтив и готов к диалогу. Мое мнение, что это противоречит месту, которое именует себя "Домом культуры". Тем самым, погрузиться в проект "Настройки-3" рекомендую однозначно. Что касается взаимодействия с персоналом, в том числе медиаторские прогулки - здесь как повезет.
Расскажите, были ли вы в ГЭС-2 и на "Настройках-3"? Какие у вас сложились впечатления о самом пространстве и проекте?
Присоединяйтесь к телеграм-каналу @journey_art, там рассказываю о интересных культурных мероприятиях. Без спама, только самое интересное