Найти тему
Journey Art

"Настройки-3" в ГЭС-2

Оглавление

7 павильонов

7 камерных сюжетов

7 великих музыкальных произведений

Все это объединяется в проекте "Настройки-3"- заключительной части большого проекта Настроек в Доме культуре ГЭС-2.

Была на всех частях, эта мне понравилась больше всего. Начиная от самих павильонов, где каждая деталь имеет значение и смысл, и заканчивая музыкальными произведениями, раскрывающимися совершенно удивительным способом в зависимости от обстановки, в которой они звучат.

Павильон V Шуман
Павильон V Шуман

Линии на фасадах павильонов отражают интервалы колебаний звуковой волны музыкального произведения, которое в нем звучит. А цвет - самую высокую ноту произведения, т.е. в цветах закодированы максимальные значения звуковой волны произведения.

Для меня суть всех проектов ГЭС-2 - это перенаправить очевидное восприятие искусства на собственное внутреннее ощущение. У каждого возникнут свои вопросы и он найдет на них свои собственные ответы.

Третья часть проекта откликнулась мне именно в этом формате. Хотелось задержаться подольше и поразмышлять. Рассказывая кратко о каждом павильоне, выделю то, что мне понравилось и на какие размышления меня он побудил.

I Штраус/ Шенберг
I Штраус/ Шенберг

I Штраус/Шёнберг

Композитор Арнольд Шёнберг создал "Общество частных музыкальных представлений", чтобы добиться идеальных условий для исполнения и восприятия современной музыки, а именно камерные и интимные пространства, не выходящие за рамки комнаты. В 1889 году он пересобирает "Императорский вальс" Штрауса, тем самым парадная имперская музыка превращается в манифест нового времени. Продолжая замысел камерности, интерьер оформлен в виде меблированной гостиной и отсылает нас к стилю ар-нуво.

Понравилась Гравюра Джованни Батиста Пиранези "Вид на виллу д`Эсте в Тиволи". Последним владельцам этого загородного дворца XVI века был австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд, убийство которого стало сигналом к первой мировой войне и краху Австро-Венгерской империи. Отличная параллель с переосмыслением вальса Штрауса Шенбергом и новым началом.

Вся эта совокупность первого павильона побудила меня задаться вопросом - Когда мы решаем, что пора что-то менять, переходить на другой "уровень" и как это происходит?

II Бетховен
II Бетховен

II Бетховен

Здесь вы услышите поздние квартеты Бетховена, которые он писал уже почти лишившись слуха. Полные лирических излияний, отражающих субъективные переживания композитора. Интерьер воссоздает студию звукозаписи и при этом же и телестудию.

В этом павильоне работы художников с произведением у меня не считались. А вот сочетание хромакея, катушечного магнитофона и произведение Бетховена - вот это вау.

Исходя из понравившегося, мои мысли ушли к тому, как разные эпохи неразрывно связаны и что может произойти все что угодно. К этому как раз и ведет хромакей, на котором желаемое можно превратить в действительность.

III Шостакович
III Шостакович

III Шостакович

Симфония №15 является завершающей симфоническое творчество Шостаковича и остается одним из самых загадочных произведений композитора. Эта музыка имеет автобиографический характер, композитор как бы подводит итог своей роли в мировой культуре. Интерьер павильона воссоздает гостиничный номер знаменитой 23-этажной гостиницы "Венец" в Ульяновске, построенной к 100-летию со дня рождения Ленина. Преимущественно в нее селили важных чинов и партийцев, и прославилась она царившей в ней прослушке.

На мой взгляд этот союз звучания и картинки самый сочетаемый из всех павильонов и самый грустный. Как и в окончании симфонии исчезают и растворяются характерные черты музыки композитора, так и гостиничный номер становится обезличенным после утренней уборки.

Сидя в данном "гостиничном номере" не покидает ощущение звенящей пустоты.

IV Хильдегарда Бингенская
IV Хильдегарда Бингенская

IV Хильдегарда Бингенская

В этом павильоне мое главное открытие - "Духовные гимны" Хильдегарды Бингенской. Знаменитая пророчица и мистик Раннего Средневековья, философ, поэт, врачевательница, первая известная в христианском мире женщина-композитор. Ученые считают ее основательницей научной естественной истории в Германии. В 2012 году причислена к лику католических святых. В союз с ее композицией вступает инсталляция Ирины Кориной "Камуфляж", напоминающее фойе или лобби с оставленной верхней одеждой, клетчатыми сумками и звонящими телефонами. Отсылками к Хильдегарды Бингенской служат изображения паломников на обоях.

Музыка меня очаровала - это что-то возвышенное и умиротворенное. Хочется поднять ввысь глаза и вобрать в себя весь мир, и вместе с тем закрыть глаза и погрузиться в свой внутренний мир, сродни медитации.

От этого павильона испытываешь кардинально разные чувства. Он возведен в форме вытянутого прямоугольника, от этого проходя по нему ты как-будто в лабиринте и не видишь что же находится за углом. При этом слышен неумолкающий перезвон мобильников. Испытываешь жуть и тревогу. Но стоит надеть наушники и услышать композицию Хильдегарды Бингенской сразу весь мрак рассеивается. В результате, размышляла о том как одно и тоже помещение, событие или один и тот же человек может раскрываться для каждого по-разному.

V Шуман
V Шуман

V Шуман

Для меня это самый считываемый павильон. Во-первых, 27 февраля 1854 года Роберт Шуман совершает попытку самоубийства, через день заканчивает произведение "Вариации духа". Еще через несколько дней его определят в психиатрическую больницу, где он и умрет спустя два года.

Во-вторых, прослеживается связь с живописными работами. Рисунки Врубеля, который тоже закончил свою жизнь в психиатрической лечебнице. "Серая фигура" Джакометти и "Эскиз к портрету" Бэкона так же отсылают к отчаянию и неустойчивость внутреннего мира.

И наконец, в-третьих, шаткий деревяный пол символизирует потерю равновесия в прямом и широком понимании.

С визуальной точки зрения, здесь мне понравилось все. Конечно мировые шедевры привносят свою лепту.

Здесь напрашивается всего один вопрос - как не потерять равновесие и не сойти с ума перед внешними катастрофами?

VI Лист
VI Лист

VI Лист

Здесь встретились два новатора своего времени. Ференц Лист с пьесой "Серые облака" и Эль Лисицкий с "Демонстрационным пространством"(и снова УНОВИС). Пьеса была поворотным моментом от позднего романтизма к модернизму. Проект Лисицкого своего рода был интерактивным, благодаря ребристым стенам картины можно было передвигать не снимая со стены. Так же ребра окрашивались в разный цвет, тем самым под разным углом обзора цвет менялся. Что было свежим оригинальным решением.

На первый взгляд стальное отталкивающее помещение, но тут же становится спокойно и не хочется оттуда уходить. Может сказалось, то что спустя около двух часов считывания деталей в других павильонов, оказываешься в пустом помещение и глаз отдыхает, а тело успокаивается.

Видимо это единственный павильон, где хочется поразмышлять о чем-то светлом, о прогрессе и новых идеях.

VII Вагнер
VII Вагнер

VII Вагнер

Заключительный павильон встречает нас знаменитой оперой Рихарда Вагнера - "Тристан и Изольда". Композитор продумывал до мелочей не только свои произведения, но и помещения, где оно будет играть. Ради него даже посторили отдельный Дворец фестивалей. По замыслу кураторов дополняют музыку инсталяция "Иссякающие" - нечто беспредметное и фотографии японского фотографа под названием "Театры", хотя я особой связи не уловила.

Сочетание произведения и красного окна(как символ алтаря) будоражит душу. Мощное по своей силе произведение.

Меня больше побудило обсудить оперу и творчество Вагнера, нежели связь музыки и инсталляции.

Павильон VI Лист
Павильон VI Лист

Я получила полное удовлетворение проведенным там временем.

При этом каждое мое посещение ГЭС-2 носит неоднозначный характер. И дело не в проектах, а в персонале. Кто-то ведет себя хамовито и надменно, кто-то учтив и готов к диалогу. Мое мнение, что это противоречит месту, которое именует себя "Домом культуры". Тем самым, погрузиться в проект "Настройки-3" рекомендую однозначно. Что касается взаимодействия с персоналом, в том числе медиаторские прогулки - здесь как повезет.

Расскажите, были ли вы в ГЭС-2 и на "Настройках-3"? Какие у вас сложились впечатления о самом пространстве и проекте?

Присоединяйтесь к телеграм-каналу @journey_art, там рассказываю о интересных культурных мероприятиях. Без спама, только самое интересное
Journey Art