Выставка «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950–1980‑х годов из собрания Музея истории Петербурга» открыта в Петропавловской крепости и продолжает успешный прошлогодний проект — «Непарадный Ленинград. Живопись и графика 1920–1940‑х годов». В шести залах Инженерного дома представлено около ста картин из фонда живописи и графики Музея истории города.
На картине «Невский проспект до реконструкции» Сергея Ласточкина по главной улице идут нарядные красные трамваи. Вскоре рельсы уберут, и Евгений Зубехин в картине «Невский проспект после реконструкции» наведет фокус на ряды кудрявых деревьев вдоль Гостиного двора. Арка Главного штаба прекрасно видна сквозь буйную зелень сада Зимнего дворца на картине Гавриила Малыша. Никакие киоски не загораживают роскошь классики. Город на картинах второй половины 50-х — радостный, светящийся даже в дождь, утопает в зелени. Море флагов с лентами, яркие троллейбусы и пестрые одежды — это картина Крума Джакова «Ленинград праздничный».
Крум Джахов воевал на Волховском фронте, Евгений Зубехин — на 1-м Украинском и Белорусском фронтах, Вячеслав Пакулин, чья картина «Подъезд к Зимнему дворцу» с барочными облаками украшает экспозицию, работал в блокадном городе. В послевоенные годы «оттепели» художники смотрят на город восторженными, влюбленными глазами. Ленинград чист, воздушен, небо — огромное. Художники пишут широкую Неву, корабли. Картины излучают радость и наслаждение мирной действительностью.
В Музее истории Петербурга собраны произведения искусства, в которых показаны дух времени и городская среда. На картине Арсения Семенова «Ленинград. Собор на Сенной площади» еще стоит на своем месте церковь Спаса на Сенной, на картине Василия Бунтова «Улица Марата» в перспективе виднеется Свято-Троицкая церковь, на пейзаже «Кронверкский пролив» Александра Коровякова видны постройки на Заячьем острове, в которых жили ленинградцы в 60-е годы. На выставке представлены и картины, созданные в ретроспективном жанре. В конце 80-х Игорь Суворов в монохромной фотографической манере реконструировал виды на Вознесенский проспект и Знаменскую площадь (Площадь Восстания) — в серии картин «Петроград 1914 года». На них присутствует утраченные церковь Вознесения Господня и Знаменская церковь на месте павильона станции метро «Площадь Восстания».
В конце 70-х годов в городе многие здания подверглись капитальному ремонту, строители не сохраняли детали внутреннего убранства. Музей истории Ленинграда, чтобы уберечь историческое наследие, начал формировать фонд архитектурных деталей. В него поступали изразцы разобранных печей, образцы лепнины, оконная фурнитура, фрагменты чугунных лестничных ограждений. В 80-е годы музей, будто предвидя судьбу старинных зданий, заказал Альберту Белявскому и Ивану Егоркину художественную фиксацию доходных домов. Действительно, дом на ул. Розенштейна впоследствии снесли, вместо сквера у дома на Васильевском появился современный сосед, а дом на проспекте Маклина (Английский проспект) перестроили. По договору с музеем художники писали предельно достоверно с максимальной проработкой архитектурных деталей. Эти суховатые картины в скупой фотографической манере показывают город, которого уже нет.
Выставка ленинградских пейзажей задумана организаторами как путешествие в прошлое. Можно подолгу разглядывать эту академическую, с подробной деталировкой живопись. Жанровые сценки, марки автомобилей, уличные вывески, модные одежды — все красочно и увлекательно, как во сне. Снятся алые паруса, прогулки в белые ночи, студентки на летней набережной — Юрий Непринцев «Пора экзаменов», и даже наводнение — картина Александра Подляского «Петербург. Наводнение. 7 сентября 1977 года». Картина, непосредственная, как документальное фото, написана, между прочим, в 1984 году. Особенно интересно, как художники воспринимали новые здания в пейзаже старого города, писали гостиницу «Советская», Дворец спорта «Юбилейный». Новостройки писали Герман Егошин, Юрий Тулин, Николай Ломакин.
За четыре десятилетия, с 50-х до 80-х, ленинградские художники не раз меняли оптику. На смену радостному академизму 50-х пришел сдержанный неореализм и «суровый стиль» 60-х. В 70-е торжествовал романтизм и экспрессия, в 80-е вернулся академизм. Менялся город и взгляд художников на него, но неизменной оставалась традиция художественной культуры, взращенная на классическом наследии и петербургской почве.
Выставка открыта до 6 июня 2023 года в Петропавловской крепости (Инженерный дом).
Текст и фото Михаила Борисова.