Это сейчас Иран является глубоко враждебной Соединённым Штатам Америки страной, даже «страной-изгоем», получившей от Запада «чёрную метку». А в 1973 году персы, наоборот, были лучшими друзьями американцев, послушно следовали в фарватере их политики и покупали за нефть оружие производства США.
Поэтому 28 ноября 1973 года в истребителе-бомбардировщике 3-го поколения RF-4C «Фантом», который глубоко вторгся в воздушное пространство СССР, сидели американец – полковник Джон Сондерс и иранец – майор Мохаммад Шокуния.
Самолёт этот был не обычным, а разведывательным: в специально удлинённой носовой части размещалось несколько аэрофотоаппаратов, также RF-4C мог использовать длиннофокусную фотокамеру, расположенную в подвесном контейнере. Самолёт мог делать снимки в дневное и ночное время, оборудовался инфракрасным сканером и радиолокационной станцией. На вооружении – 4 управляемые ракеты класса «воздух – воздух».
Полёт осуществлялся в рамках разведывательной программы ЦРУ «Тёмный ген» (Project Dark Gen), выявляющей слабые места советской ПВО и изучающей её возможности. Американские спецслужбы умело пользовались пробелами в радиолокационном перекрытии протяжённой советско-иранской границы, регулярно и незаметно пересекая её на самолётах-разведчиках.
Но этому «Фантому» не повезло. Его взлёт был своевременно зафиксирован с аэродрома Тебриз и прослежен до нарушения советской границы у основания так называемого Муганского выступа.
С аэродрома в Марнеули на перехват залетевшего далеко вглубь советского воздушного пространства был поднят наш истребитель. Но внезапно на наземном пункте наблюдения отключилось электричество (и смех, и грех), и перехватчик вынужден был вернуться на базу.
В 350 км от границы СССР с аэродрома в Вазиани (уже под Тбилиси) в воздух поднялся МиГ-21СМ капитана Геннадия Николаевича Елисеева. Его вёл уже другой пункт наблюдения. Зафиксировав преследователя, «Фантом» развернулся и пошёл назад к границе.
Получив команду на уничтожение цели, Елисеев выпустил две пары ракет «воздух-воздух» Р-3. Но RF-4C парировал атаку, отстрелив тепловые ловушки. Поразить нарушителя из авиапушки также не удалось: или очереди прошли мимо, или же оружие отказало. По третьей версии, на пункте наведения думали, что имеют дело не с МиГ-21СМ, а с Су-15, у которого отсутствует пушечное вооружение. Что и стало причиной «неполного использования боевых возможностей истребителя». То есть, он был выведен не на ту точку атаки.
У Елисеева же был приказ пресечь полёт нарушителя любой ценой.
И тогда Геннадий Николаевич протаранил «Фантом». Подробностей нет – только домыслы. По одной версии, совершить таран пилоту приказали с земли, по другой – это была его собственная инициатива, по третьей – столкновение вообще было случайным. Прояснить этот вопрос нельзя: магнитофонную запись о переговорах с лётчиком не сохранили.
100-процентным фактом является одно: советский лётчик до конца остался верен присяге и чести. Весь поединок длился всего 3 минуты. И что вошло в них, знает только сам Герой – Геннадий Николаевич Елисеев. К большому сожалению, он погиб. Ему было всего 36 лет. Его МиГ-21СМ после удара плавно спланировал и врезался в гору. А его пилот, видимо, в момент тарана ударился головой, потерял сознание и не мог управлять самолётом.
Шпионы же выжили, оба! Они катапультировались из повреждённого «Фантома» и, после приземления с парашютами, были арестованы. Задержанных всего через 16 дней передали Ирану. По основной версии – в обмен на неких наших разведчиков, арестованных американцами (без упоминания имён).
Мохаммад Шокуния всё же не миновал смертельного удара с советского МиГа. 27 января 1982 года иранский пилот был сбит ракетой с МиГ-21 ВВС Ирака, и погиб.
На родине героя, в городе Волгограде, именем капитана Елисеева назвали улицу в Ворошиловском районе. Здесь на доме № 19 висит мемориальная доска, на которой выбито: «Эта улица названа именем Героя Советского Союза лётчика-истребителя капитана Елисеева Геннадия Николаевича, совершившего подвиг при исполнении служебного долга». Очень расплывчатая формулировка, не правда ли?
⚡«Летом 1944 жара была, и тут нам поляк привёз 8 бидонов молока. А я один его не пью. Мне тогда очень повезло!»-рассказ ветерана
Это был не последний таран на реактивном самолёте. 18 июля 1981 года капитан Валентин Куляпин, поднявшийся на Су-15ТМ с той же авиабазы Вазиани, протаранил транспортный самолёт CL-44 аргентинской авиакомпании. Погибли летевшие на нём три гражданина Аргентины и гражданин Великобритании Стюарт Аллен Маккаферти. А вот капитан Куляпин катапультировался и здравствует до сих пор.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, мог ли советский лётчик выжить?