Не так давно на канале была статья, где разбиралось, кто же все-таки совершил тот самый "огненный таран", который многие десятилетия приписывался Н.Ф.Гастелло. Он героически погиб в первые дни войны, но ставший известным таран не совершал. Его совершил другой летчик - старший лейтенант И.З.Пресайзен. Все перипетии его подвига описаны в статье на канале.
Говоря о таране наземной цели, надо понимать, что речь в этом случае не просто о том, когда подбитый самолет неуправляемо падает на позиции противника, а именно, когда летчик осознанно, понимая, что это последние мгновения его жизни, направляет свою машину на скопление вражеской техники и живой силы.
Если уж говорить об "огненном таране", то наверно такой подвиг стоило бы называть именем этого, самого первого героя! Но и И.З.Пресайзен тоже был не первым, кто совершил такой осознанный подвиг.
Правда, речь пойдет не о событиях Великой Отечественной. Может поэтому об этом подвиге практически и неизвестно? Страшные годы войны, проявленный на ней героизм затмили собой те события, что случились ранее, еще до Великой Отечественной.
Останови сегодня любого человека на улице и задай вопрос о первом "огненном таране" - однозначно в абсолютно подавляющем числе назовут Николая Гастелло. Он погиб геройски, но таран не совершал, а первый таран был совершен еще до Великой Отечественной.
Это произошло за 2 года до июня 1941 года, во время боевых действий против японских войск.
5 августа 1939 года "огненный таран", за 5 дней до своего 28-летия, совершил летчик, батальонный комиссар 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка Михаил Анисимович Ююкин
5 августа 1939 года экипаж в составе Ююкина, штурмана Александра Морковкина, стрелка-радиста Петра Разбойникова вместе с другими советскими самолетами участвовал в бомбардировке позиций японских войск в районе Халун-Аршан (регион Внутренняя Монголия, Китай).
Отбомбившись, СБ Ююкина, отошел в сторону, чтобы не мешать начать бомбардировку другим советским самолетам и взять курс на свой аэродром. Но именно в этот момент в левый мотор самолета Михаила попал зенитный снаряд, начался пожар.
Летчик попытался маневрами сбить пламя - ничего не вышло, самолет горел и терял высоту. Ююкин понял, что не сможет дотянуть до своих и дал команду покинуть самолет.
Морковкин прыгнул, сумел в итоге избежать пленения, скрылся от преследования и вскоре вернулся в расположение советских войск. Прибыв на свой аэродром Морковкин рассказал о подвиге командира. Хотя сослуживцы и сами видели, как горящий самолет Ююкина стремительно пошел вниз, на позиции японцев, от самолета отделилась одна фигура ...
Михаил Анисимович, развернув горящий СБ в сторону японских позиций, направил самолет прямо на скопление боевой техники и живой силы. Стрелок-радист Петр Разбойников остался на борту и погиб вместе с командиром ...
Михаил Анисимович Ююкин родился 10 августа 1911 года. Сегодня его родина - село Гнилуша Семилукского района Воронежской области. Там установлен бюст героя.
Вступил в комсомол, его избрали секретарем ячейки. С детства увлекся небом, в 1933 году поступил в авиационную школу в г.Сталинграде. За время учебы продемонстрировал большие успехи, за что получил шесть поощрений.
Вероятно, зарекомендовал себя активным, раз ему предложили, спустя некоторое время, поступить в Военно-политическую академию имени В.И.Ленина.
По окончании академии Михаилу Ююкину было присвоено специальное воинское звание батальонный комиссар (соответствовало воинскому званию майор), он получил назначение в 150-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. Полк был сформирован в июне 1938 года в г.Баин-Обо-Сомон, Монгольская Народная Республика.
Вот, что написала в августе 1939 года о подвиге экипажа Михаила Ююкина газета "Сталинский сокол" -
"...Советские бомбардировщики выходили на цель. Кругом рвались шрапнели вражеской зенитки. Клочья чёрного дыма ложились то ниже, то выше самолётов. Вот сбросил бомбы на врага командир Бурмистров. Следом за ним вышел на цель комиссар Ююкин. Смертельный груз сброшен. Левым разворотом комиссар отводит свою машину, чтобы уступить место другим. В это время у его левого мотора раздался взрыв и брызнуло яркое пламя: прямое попадание шального снаряда зенитки. Комиссар принимает решение: чтобы сбить огонь, он делает скольжение вправо, летчик дает время своему экипажу приготовиться к прыжку. Стрелок тов. Разбойников – один из лучших людей части – сбрасывает маску и поднимается с места, но, увидев, что самолёт над территорией врага, садится обратно. На соседних самолётах товарищи видели, как комиссар железной рукой развернул горящий самолёт и резким пикированием направил его в самую гущу скопления противника..."
За такой героический подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР 30 августа 1939 года батальонный комиссар Михаил Анисимович Ююкин был награжден орденом Ленина.
Члены экипажа штурман старший лейтенант Морковкин и стрелок-радист старшина Петр Разбойников были награждены орденом Красного Знамени.
Вот такое письмо незадолго до своей героической гибели Михаил написал жене -
О подвиге Михаила Анисимовича Ююкина стало известно сослуживцам, известно и в других частях РККА, его ставили в пример.
Иногда можно прочитать, что тот самый, ставшим знаменитым Николай Францевич Гастелло якобы даже служил в одном полку с Ююкиным и был штурманом в его экипаже. Но эта информация действительности не соответствует.
Гастелло служил в другой части, но о подвиге Ююкина знал. Вероятно, что в июне 1941 года Николай Гастелло и попытался повторить его подвиг, но не дотянул до позиций гитлеровцев.
Подвиг настоящих Героев - вне времени. Потомки должны помнить об этом и всегда чтить и отдавать должное всем тем, кто отдал свою жизнь, часто молодую, во имя Родины! Не забывая ни об одном Герое.
Спасибо, что дочитали, комментируйте, подписывайтесь, ставьте лайк.