Несмотря на то, что прошло более трех тысяч лет с тех пор, как «гнев Яхве» обрушился на страну фараонов, споры о реальной природе знаменитых десяти казней, описанных в Исходе, продолжаются.
Во втором тысячелетии до нашей эры, в период, известный как Новое царство, серия катастроф обрушилась на египетскую цивилизацию. Талмуд и Библия называют их десятью казнями египетскими. Итак, Исход 7,14-12 и 41 предлагает нам повествование в прозе; Псалмы 77, 43–51 и 104, 28–36 представляют собой поэтический сборник, а Притчи 16–18 — более свободное описание. Согласно этим текстам, казни были ниспосланы на фараона и его египетских подданных в наказание за порабощение израильтян, которых тогда возглавлял Моисей.
С учетом имеющихся данных кажется правдоподобным датировать бедствия периодом правления Рамсеса II (ок. 1290-1224 гг. до н.э.), последнего фараона XIX династии. Моисей должен был вернуться ко двору в тот же период после своего бегства в страну мадианитян (Исход 2, 11-15), где ему явился Яхве (Исход 3), чтобы возложить на него миссию вернуть свободу сынам Израилевым и привести их в Ханаан (землю обетованную).
В книге Исход нам представлен мстительный и кровожадный Яхве, которому доставляет удовольствие сокрушить врагов еврейского народа снова и снова (до десяти раз). Еще более любопытным является его непонятное самодовольство, чтобы еще больше усложнить ситуацию: «И сказал Господь Моисею: «Вот, Я сделал тебя Богом фараона, и Аарон, твой брат, будет твоим пророком. Ты скажешь Аарону все, что Я повелеваю тебе, и он скажет фараону, чтобы отпустил сынов Израилевых из земли своей. Более того, Я ожесточу сердце его и умножу чудеса Мои и знамения Мои в земле Египетской, и он не послушает тебя. Но Я возложу руку Мою на Египет, и выведу войско Мое и народ Мой, сынов Израилевых, из земли Египетской великими наказаниями» (Исход 7:1-5).
Этот отрывок из Исхода ясно показывает, что Яхве намеренно ожесточает сердце фараона, чтобы тот не прислушивался к словам Моисея и Аарона и, таким образом, Яхве мог использовать всю свою ужасную силу против египетского народа, как подробно описано ниже.
Первые девять казней
Короче говоря, казни, которыми Яхве поразил Египет, были следующими:
- Первая: воды Египта превратились в кровь.
- Вторая: лягушки.
- Третья: комары.
- Четвертая: мухи.
- Пятая и шестая: чума и язвы.
- Седьмая: град.
- Восьмая: саранча.
- Девятая: тьма.
Причины и толкования десяти египетских казней на протяжении веков очаровывали богословов, историков, египтологов, ученых, врачей и даже композиторов.
Современные научные дисциплины — такие как эпидемиология (изучение возникновения болезней в популяциях людей), эпизоотология (изучение возникновения эпидемических заболеваний у животных), энтомология (изучение насекомых), микробиология (изучение микробов) и токсикология (изучение действия ядов) —пытались объяснить точные причины некоторых из этих «казней».
Пересмотр древних текстов в свете современной информации о факторах окружающей среды и причинах болезней позволил по-новому интерпретировать эту серию ранних катастроф общественного здравоохранения. С этой точки зрения десять египетских казней, описанных в книге Исход, были не чем иным, как первым записанным в историческом документе примером того, что сегодня можно было бы назвать «эмергентными инфекциями».
Казни – это, в частности, события, которые считаются характерными для Египта (лягушки, комары, тьма, вызванная песчаными бурями), обычные явления на Востоке (саранча) и явления, характерные для Палестины (град). Таким образом, первые девять казней можно объяснить природными явлениями, произошедшими в результате аномального разлива Нила в период с июля по март... Нил, превратившийся в кровь, мог отражать тот факт, что его воды несли красную почву с земель Эфиопии. Позже, как следствие, река, должно быть, загрязнилась, и лягушки заполонили берега в поисках убежища. Комары и мухи могли бы найти идеальную среду для размножения в лужах, оставшихся после отступления вод Нила.
С этой натуралистической точки зрения гибель животных может быть объяснена эпидемией сибирской язвы, распространяемой насекомыми, в то время как дожди с саранчой могут быть вызваны каким-то вихрем, который унес их из Судана и Эфиопии к Нилу; не говоря уже о днях тьмы, возможно, вызванных хамсином — ветром пустыни — огромной силы. Мог ли Яхве изменить природу для своих целей?
И хотя на этот вопрос ответить невозможно, не менее верно и то, что десятая казнь все же кажется неестественным вмешательством, совершенно искусственным. Ибо смерть первенцев не может быть объяснена природными явлениями (чрезмерными для одних и несвоевременными для других), которые к тому же — какая «случайность» — коснулись только детей египтян, оставив евреев невредимыми. Скорее, в нем можно увидеть последнее проявление избирательной и фатально точной разрушительной силы, руководимой рукой, которая хладнокровно убивает самых невинных из своих врагов.
Альтернативные объяснения, такие как писателя У. Рэймонда Дрейка, предполагают, что первые девять казней могли быть вызваны последствиями химической и бактериологической войны. Если это так, то «божественная сила» Яхве должна быть переосмыслена как технологическая и научная «сила», беспрецедентная для того времени. В конечном счете, несмотря на столько веков спекуляций и исследований, фундаментальные вопросы все еще остаются открытыми.
Десятая казнь
Как уже упоминалось, все толкователи Библии не могут естественным образом объяснить последнюю казнь. Причины разные, от несоответствия дат зафиксированных природных катастроф, таких как извержение вулкана на острове Санторин, которое гипотетически могло вызвать выбросы пепла и газов вблизи Нила, до очевидной невозможности того, чтобы чума поразила только первенцев, уроженцев Египта.
И дело в том, что если мы основываемся на строках из Ветхого Завета, мы должны принимать во внимание все элементы, а не только те, которые подходят для прозаического объяснения.
Например, в Исходе 12 мы читаем, что Яхве приказывает евреям пометить свои двери кровью агнца, принесенного в жертву по этому случаю, поскольку таким образом Он не войдет в их дома, чтобы убить первенцев: «Я пройду в ту ночь по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота; и произведу суд Мой над всеми богами Египта. Я, Яхве. И кровь будет для вас знамением в домах, где вы находитесь; и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет на вас язвы смертельной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх.12,12-13).
Но сам ли Яхве, жаждущий жертв, крови и смерти, взял на себя труд выборочно убивать детей? Далее в той же главе уточняется, что геноцид совершается кем-то — или чем-то — по приказу Яхве: «Когда Господь пройдёт по Египту, убивая первенцев, Он увидит кровь на косяках и перекладинах дверей и защитит тот дом. Он не допустит, чтобы Губитель вошёл в ваши дома и повредил вам» (Исх.12,23).
Но кто или что такое этот «Губитель»? Возможно, ангел-истребитель из той же семьи, что и те, кто приговорил Содом и Гоморру к смертной казни, или те, кто вел сражения, убивая тысячи людей за одну ночь? А может быть, «Губитель» был каким-то дистанционно управляемым оружием, которое позволяло Яхве или его «ангелам» казнить первенцев на расстоянии?
Дроны-убийцы в библейские времена? Идея кажется безумной, однако она удовлетворительно объяснила бы выборочное убийство, не теряя последовательности, особенно если принять во внимание «технологические приспособления», с помощью которых отныне Яхве будет поддерживать и и защищать свой «избранный народ». Ведь, как хорошо сказал британский писатель-фантаст Артур Кларк, «любая достаточно продвинутая технология неотличима от магии»… и, в данном случае, от божественности.
- Чтобы не пропустить новые публикации канала, подписывайтесь на нашу страницу в Телеграм. Там мы публикуем всё самое необычное, таинственное и загадочное.