Сегодня мы хотим рассказать о хранящейся в музейном собрании картине известного вятского живописца, члена Союза художников России Владимира Борисовича Лихачева (1952-2005). Это знаменитая картина «Асаба – спящий великан». Данное произведение сыграло особую роль в судьбе художника и нам хотелось бы коснуться некоторых обстоятельств его появления, демонстрирующих, насколько густо было замешано творчество Владимира Лихачева на местной фольклорной истории и мифологии.
Сначала, как водится, был миф, легенда, которую Владимир Лихачёв услышал ещё в детстве. Якобы, в древние времена в наших местах жили великаны. Одни из них облюбовали себе гору, где впоследствии было размещено Старое (Девятьяровское) кладбище. Другие поселились на Северюхинской горе, а третьи ещё дальше – за рекой, на горе, где много позднее было раскопано древнее Подчуршинское городище. Это уже в Слободском районе. У великанов и забавы были великанские – они перебрасывались друг с другом палицами, от одной горы до другой, ловя брошенные в них палицы и отправляя их броском соседям – великанам обратно.
Когда в 1937 году была разрушена Воскресенская часовня в Северюхах, построенная, как гласит другая легенда, на месте братской могилы павших в бою русских воинов и разорено обнаруженное под часовней захоронение, то местные жители, увидев человеческие кости, решили, что это и есть останки мифических великанов. «Люго, сколь мослы – то велики, не оне ли палки – то друг другу бросали?» - задавались они вопросом.
Разумеется, рассказы обо всём этом хранила память художника. Прошло очень много лет. Владимир Лихачёв состоялся как большой художник, нашедший «свою тему» - сюжеты большинства его картин были связаны с древней славянской и финно-угорской мифологией. Досконально разрабатывая эту тему, он огромное внимание уделял изучению фольклорного материала, в том числе – мифологии удмуртов, чьи предки населяли эти земли задолго до русской колонизации.
И вот, однажды он наткнулся на очень интересный текст. Якобы, в стародавние времена, гласила легенда, до того как появились люди, здесь жили … великаны! Развлечения ради, они бросали свои палицы вверх, в небо, причём настолько высоко, что эти палицы подолгу не возвращались вниз. Кроме того, эти великаны имели обыкновение, развлечения ради, перебрасываться своими палицами друг с другом. Миф сохранил даже имя одного из этих великанов – Асаба. У художника, разумеется, сразу же в памяти всплыли те легенды, которые о великанах слышал он в своём детстве. Вот откуда, оказывается, берёт свои истоки местная легенда – из финно-угорской мифологии. Художник далее продолжил изучать фольклорный материал и обнаружил ещё одну легенду. Якобы, гласил миф, в незапамятные времена в лесу гуляла мама – великанша со своим малолетним сыночком. Как – то ребёнок подбежал к матери с криком – «Смотри мама, я дятла поймал, он стучал там по дереву». В детской ладошке был зажат человек, лесоруб. Мама – великанша сказала сыночку - «Отпусти его, это не дятел, это человек. Когда-нибудь придёт время и эта земля будет принадлежать им, людям». Сынок спросил – «А где будем мы?». Мама ответила сыну – «Мы просто уснём и превратимся в холмы и горы».
Владимир Лихачёв, всегда с огромным вниманием относившийся к вопросам смерти и того, что должно последовать за ней, был потрясён спокойной эпической простотой отношения к уходу из этого мира . Вот и вызрел замысел картины - на переднем плане, на Чепецкой горе сидит спящий великан Асаба. Он огромен. Он изображён в довольно условной, обобщённой манере. Волосы и ногти великана отросли до немыслимой длины. На его плечах уже проросли деревья. Он постепенно превращается в гору. Это займёт немыслимое количество времени, но время в мифе не имеет никакого отношения к нашему реальному времени. Можно сказать, что в нашем понимании времени здесь нет. Вся картина напоена эпичной неподвижностью, но, между тем, пейзаж узнаваем – мы можем увидеть место слияния Вятки и Чепцы и, отталкиваясь от этих ориентиров, представить сцену происходящего.
Обратите внимание на цветовое решение картины. Владимир Лихачёв всегда славился как талантливый живописец – колорист. А здесь нет привычного буйства цвета. Художник использовал только три краски – белила, охра и сажа чёрная. И это не случайно. Художник переносит действо картины в мифическую древность, где всё не так, как сейчас. Это первичное Время. Время мифа. Скупым цветовым решением художник подчёркивает архаику происходящего. Ведь что такое белила (мел), охра (минерал) и сажа чёрная (пережжённая кость)? Это те краски, которыми наши предки в каменном веке рисовали на стенах своих пещер. У такого художника как Владимир Лихачёв, ничего не бывает просто так. Во всем – глубокий смысл.
Для него было сущим потрясением, когда представленная на выставку картина «Асаба», была крайне критично оценена маститым кировским художником, мнение которого для Владимира Лихачёва было всегда авторитетно. Было даже высказано подозрение о деградации мастерства художника. И не мудрено, как – то не вписывались его фантастические картины в общепринятую и привычную в то время канву реалистической живописи.
Владимир Лихачёв, так много вложивший в создание этого эпичного полотна, пережил самый настоящий шок, был надолго выбит из седла. Тем не менее, он остался верен избранной теме и силой своего воображения продолжил открывать людям в истории их малой родины, те образы далёкого прошлого, которые не могут открыть для нас ни архивы, ни лопата археолога, но сохранили лишь только древние мифы и легенды.