Найти тему

Думаете, это Вас не касается? Как тоталитарные государства используют страх, чтобы манипулировать людьми?

Оглавление

При тоталитаризме страх, вероятно, куда более частое явление, чем когда-либо прежде; но он потерял здесь всякую практическую целесообразность, ибо направляемые им действия уже не могут помочь человеку избежать опасностей, вызывающих этот страх.

Ханна Арендт

Разница между страхом естественным и страхом, навязанным идеологией

Начну с того, что страх — необходимая для существования эмоция. Она повышает вероятность выживаемости индивида в смертельно опасных ситуациях. Например, люди боятся диких хищников, огня, высоты, болезней и тд. В процессе эволюции, основываясь на негативном опыте предков, человечество вырабатывает различные способы защиты от внешних агрессоров.

Однако при тоталитаризме страх становится одним из инструментов подавления личности, так как данный политический режим подразумевает тотальный контроль не только за поведением общества, но и частной жизнью человека, в том числе его образом мышления. Проявление любого инакомыслия режим воспринимает как угрозу и пытается подавить независимое человеческое «Я», сделав его покорным. В отличии от естественного страха, который защищает и в какой-то степени формирует внутренний мир человека, страх при диктатуре ведёт к разрушению личности.

В эпоху сталинских репрессий люди предавали даже самых близких. Например, жена министра иностранных дел Вячеслава Молотова была репрессирована при молчаливом согласии мужа. Он безропотно признал ее врагом народа, хотя знал, что на самом деле это не так. Человек готов пойти на все и даже предать свои собственные идеалы, лишь бы не стать изгоем общества, не погибнуть.

Но самое страшное заключается в том, что при тоталитаризме на сознание человека влияет не только «стерилизующий» общество аппарат, но и сам индивид:

Находясь под постоянным тотальным давлением, человек начинает контролировать свои мысли таким образом, чтобы они в полной степени соответствовали навязанной ему идеологии. Из этого следует, что граждане теряют способность осознавать, что есть добро, а что зло, и искаженность таких базовых личных понятий приводит к деградации внутреннего мира человека. Люди могут доносить на близких или соседей, тем самым обрекая их на страдания, даже если их не заставляют это делать: такое поведение становится естественным просто из-за того, что таковы правила реальности, в которую они погрузились с ног до головы.

"Стена", реж. Алан Паркер
"Стена", реж. Алан Паркер

Благими намерениями вымощена дорога в ад

Интересен тот факт, что во многих странах, в которые проник фашизм, важнейшую роль в жизни социума играла церковь. Я решил углубиться в эту тему, чтобы разобраться, насколько духовное начало человека может быть искажено и использовано в самых ужасных целях.

Многие государства манипулируют населением с помощью религиозных институтов, если «массе» свойственен страх перед неким абстрактным метафизическим идолом.

Власть может модифицировать понятие греха в сознании человека, внушив ему то, что ключ к спасению заключается в повиновении этой власти. То есть, в результате та новозаветная концепция, которая закрепилась благодаря трудам величайших умов гуманизма, а именно: «Бог дал человеку свободную волю, возможность выбора.» — теряет свою актуальность. Развитое эволюцией общество спускается на несколько ступеней вниз до уровня «средневековье» и полностью повинуется догматикам власти.

Такая махинация в несколько раз упрощает процесс контролирования массового сознания, так как «Большой брат» из сложного ячеечного организма постепенно превращается в «средневекового Большого другого».

Таким образом обесценивание подлинного духовного «блага» превращает индивида в алгоритм. Верующие люди наиболее уязвимы по той причине, что с их плеч снимается тяжелый груз свободы. Нужно только соблюдать правила, и ты окажешься там — на небесах. В тот момент, когда субъективную реальность человека подавляет пропаганда, он перестает быть «homo sapiens» попросту потому, что не способен самостоятельно оценивать происходящее как в его внутреннем, так и внешнем мирах.

Так Кубрик объяснял смысл фильма «Заводной Апельсин»: «Человеку необходимо иметь выбор: быть хорошим или плохим, даже, если он выбирает последнее, лишить человека возможности выбирать - значит обезличить его, сделать из него заводной апельсин».

"Заводной апельсин",  реж. Стэнли Кубрик
"Заводной апельсин", реж. Стэнли Кубрик

Таким образом, страх — один из сильнейших механизмов манипуляции человеческим сознанием и подавления его индивидуальности.

Брат Владимира — Алексей
Брат Владимира — Алексей