Переход на расчеты в национальных валютах со странами Африки возможен, однако будет сопряжен с трудностями установления справедливого курса и обеспечения сбалансированности внешней торговли, считает кандидат экономических наук Михаил Беляев
Сегодня посол по особым поручениям МИД РФ, руководитель секретариата Форума партнерства Россия – Африка Олег Озеров заявил, что Россия ведет со многими странами Африки переговоры о переходе на расчеты в национальных валютах. Однако, по его словам, этот процесс сложный и потребует решений как со стороны России, так и от регулирующий органов африканских государств.
Кандидат экономических наук Михаил Беляев объяснил, в чем сложность перехода на расчеты в национальных валютах со странами Африки.
«С точки зрения проведения банковских операций никаких сложностей нет – это технический момент. Однако есть сложность в части установления обменного курса африканских валют к рублю. Сейчас нет фиксированных курсов валют, а курсы устанавливаются естественным образом в следствие биржевой торговли. Но экономически обоснованный курс может установиться лишь в том случае, когда есть серьезные объемы внешнеторгового обмена в обе стороны. С точки зрения отдельных африканских стран пока невозможно говорить о значительных объемах внешней торговли. А это значит, что адекватного биржевого курса не будет. Из этого вытекает и второй сложный момент. Объем внешней торговли должен быть сбалансированным. Иначе у одной стороны может скопиться валюта другой стороны, и нужно будет с ней что-то делать. Например, у российского контрагента образовался существенный положительный платежный баланс по отношению к африканской стране. Куда он денет африканскую валюту? Заставить коммерческое частное предприятие купить в Африке что-то только ради сбалансированности платежного баланса невозможно. Обменять такую валюту на доллары или евро тоже проблема», — отметил экономист.
В то же время, по его мнению, все эти сложности могут быть решены в результате переговоров заинтересованных стран.
Одним из способов перехода на расчеты в нацвалютах Беляев назвал использование франка КФА – межнациональной валюты в африканских государствах, находившихся под французской метрополией. Сейчас эта валюта применяется как минимум в восьми африканских государствах.
«В этом случае все равно остается актуальным вопрос установления курса и интенсивности торговли. Но так как мы все же собираемся развивать торговлю с Африкой, то применение франка КФА может быть выходом с учетом того, что он имеет хождение во многих станах африканского континента», — добавил эксперт.
По словам экономиста, также возможет переход на расчеты с африканскими контрагентами только в рублях. Но в таком случае возникает вопрос, где они будут брать нашу валюту.
«В этом случае им придется покупать на бирже российский рубль за доллары или евро. Однако, есть ли у них такая возможность с учетом уровня экономики африканских стран? Кроме того, тут в отличие от прямых расчетов в западных валютах, возникают курсовые риски: нужно понимать, что в крупной сделке даже незначительное изменение курса может повлечь существенные убытки. Обеспечить африканские государства российским рублем можно путем предоставления им кредита. Однако в этом случае для России появляется риск того, что они не смогут по нему расплатиться», — пояснил Беляев.
Ранее эксперты назвали главного конкурента России на африканском рынке.