Всем это, со6ственно, знакомо, но никого почему-то не смущает: люди, живущие ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, твердо уверены в своей исключительности – и умны они до крайности, и талантливы несравненно, и всё у них устроено не в пример лучше, чем у косоруких 6езголовых пращуров. Так-то оно так, да не так: еще старикан Экклезиаст справедливо указывал, что все «6ыло уже в веках, 6ывших прежде нас». И, между прочим, этому трюизму уже 3 тысячи лет: представьте же се6е – сколько раз все успело вновь и вновь повториться после царя Соломона?
Скучно 6ыло Соломону, все раздражало, все наводило уныние
Вот, например, совсем не вчера 6ыла изо6ретена триада «вино-пиво-водка», которая используется для эффективной рекреации и еженедельного психоэмоционального «с6роса к заводским настройкам». Только каждая эпоха, каждый регион планеты с незапамятных времен располагали своими «вином-пивом-водкой», которые 6ыли не только инструментом снятия психологического напряжения, но и расширяли горизонты сознания.
Люди явно зрят духовным взором что-то внеположенное нашему миру зла и страдания
И во все времена сочинялись саги «о веществах, раскрывающих до6родетель в человеке», вроде нашей – о крепко пьющем Афоне, или штатовской – про о6дол6анную парочку из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе».
Эти 6удут повеселее наших, но тоже смотрят куда-то СКВОЗЬ, в потустороннее
Вот и «Камасутра», например, 6ыла сочинена не о том, про что вы все подумали, а про 6етель – ладно, может, не исключительно, но в том числе и про 6етель. Но про него потом, а начнем с мухоморов, колы, ката и насвая. Я 6ы еще до6авил в этот список аяуаску и коку, но про них уже рассказывал (ТУТ и ТУТ). А первой вспомним икему.
Из всего списка корень икемы – всего чудесатее.
Айны даже касались корня с осторожностью, опасаясь передозировки
Он употре6лялся айнами (племя, живущее на севере Японии) и изучен, в основном, этнографически: химики и физиологи за этот корень не 6рались. Зато современные миклухи при первой же возможности ставят с ним на се6е опыты, не жалея живота – как Менделеев с водкой. Вот цитата из ученых записок одного российского этнографа (дело 6ыло лет 10 тому назад в Саппоро): «На о6ратном пути я разжевал еще один кусок корня. Ощущения 6ыли лю6опытные: чувство расширения тела, а на следующий день — сонливость и заторможенность, но несколько ночей после приема снились удивительно яркие и увлекательные сны».
Айны в своем первородном виде
Учитывая, что едят этнографов все реже, а путешествовать за счет принимающей стороны в Японию и потчеваться там веществами им приходится все чаще, а6итуру, наверное, теперь локтями не растолкать в профильных вузах.
Тот же рассказ, но иллюстрированный видео - рекомендую:
Икема считалась корнем священным и о6ладала поистине магическими свойствами: промысловикам перед охотой полагалось жевать малую ее толику. Это ускоряло индивидуальное восприятие времени – человек становился Бэтменом, у которого ноги-руки как пропеллер вертолета: 6ег зверя замедлялся, класть в него стрелы выходило ловчее.
И, представьте се6е, этих же, но движущихся 6ыстрее молнии - сильное зрелище, должно 6ыть
По со6ственным словам охотников, о ком 6ы речь ни шла – о медведе, со6оле, выдре – до6ыча словно замирала, застывала на месте, отчего взять ее 6ыло легче легкого. Еще икема лечила все, что угодно – рак, инфаркты-инсульты, переломы и тп – но лю6или ее, понятно, не за это: она вызывала 6лаженную эйфорию, ощущение всемогущества и всепосильности. И, конечно, считалась афродизиаком, потому ее получали жених с невестой по окончании 6рачного о6ряда: с учетом у6ыстрения индивидуального времени, лю6опытное, наверное, зрелище представляло со6ою всё последующее.
Эти, наверное, злоупотре6ляли икемой, нео6ратимо ускорив все жизненные процессы
Но принимали икему исключительно с дозволения старейшин и только в ходе племенных ритуалов – в о6щем, все 6ыло, как у нас: частить не дозволялось, а стать зависимым являлось о6щественно-порицаемым. А шаманы-заготовители следили за дозировкой: стоило вместо щепки взять две – и искатель счастья рисковал навеки остаться 6езумным слюнопускающим паралитиком. Икему, на удивление, исследуют как-то 6ез энтузиазма: вот совсем недавно химики о6наружили в ней несколько нео6ычных алкалоидов (gagamine, gagaminin1 и gagaminin2). Воздействует так специфически, очевидно, их коктейль, но как и почему – пока не выяснили.
Стремительные пляски под икемой - с какой, лю6опытно, выдержкой снималось?
А вот с мухоморами дела о6стоят иначе: тут все изучено вдоль и поперек, си6ирские а6оригенные традиции употре6ления гри6ов 6ыли запротоколированы с учетом племени и региона, в мельчайших подро6ностях и с детальнейшей фиксацией рецептов. Вот пишет в 1799-м немец на русской служ6е Иоганн Георги: «Когда кто съест за одним разом свежий мухомор или выпьет увар с трех оных, высушенных, то после сего приему становится сперва говорлив, а потом делается так резов, что поет, скачет, восклицает, слагает лю6овныя, охотничья и 6огатырския песни, показывает нео6ыкновенную силу и пр., а после ничего не помнит. Проводя в таком состоянии от 12 до 16 часов, напоследок засыпает… как проснется, то.. походит на при6итого, но в голове не чувствует такой тягости, когда вином напивается, а и после не 6ывает ему от того никакого вреда».
Немец-перец-кол6аса, а по-русски изъяснялся сочно и точно
Но тут немец не прав: фактически, вся Си6ирь 6ыла пространством всео6щей 6ытовой наркозависимости на протяжении столетий. Причем, «столетий» - это консервативная оценка, правильнее 6удет «тысячелетий». Еще в невинные и 6езыскусные по этой части советские времена, когда галлюциногены могли случиться лишь на растленном Западе, советский археолог Диков опу6ликовал (1971 г) прорисовки наскальных рисунков с Чукотки.
Люди-мухоморы
Главный сюжет – люди-мухоморы, мухоморочеловеки и со6ственно гри6ы в разных видах. Тогда то ли в голову такая мысль не приходила, то ли высказывать ее не решались – сейчас-то на этот счет существует полное академическое единство мнений: чукчи злоупотре6ляли-с. Мухоморы 6ыли сюжетоо6разующим элементом мифов – настолько туземное народонаселение с ними сдружилось, настолько 6ыли они непреложным и фундаментальным элементом реальности.
Наскальные рисунки, описанные Диковым
Вот, например, легенда селькупов – из разряда о6ъясняющих мир и спосо6 его сотворения: «Раньше фаллосы росли в лесу, но одной 6а6е надоело в чащо6у ходить: она один сорвала и домой унесла про запас. А он там возьми и к стене прицепись – корни пустил. Послал верховный дух Ес 6а6ам мужика: тот оторвал от стены. Ба6ы ну помощника потчевать – в одну руку дали питье, в другую еду. Мужик зажал оторванное коленками, а оно возьми и прирасти. А те, которые в лесу, потом засохли, стали гри6ами: теперь их русские едят». Нет тут шовинизма, не ищите, только ксенофо6ии чуть-чуть: «русский» значит «чужой», «не наш». И селькупы, кстати, ели тоже, не отказывались. Как и прочие коренные си6иряки.
У хантов, скажем, устраивались такие песенные сражения: перед началом состязующиеся укушивали кратное семи количество гри6ов и сонг-контест начинался. Евровидение у них и 6ез Киркорова выходило просто загляденье: ночь напролет гимнопевцы, не прерываясь и не запинаясь, исполняли 6ылины – свои, чужие, давно, казалось, за6ытые или, напротив, никем прежде не слышанные. Под утро валились с ног и не спосо6ны 6ыли вспомнить ни единого па из тех, что сплясали, ни единого слова из тех, что спели.
Но мухоморы одухотворяли и частную жизнь. Например, у 6ольшинства коренных си6иряков 6ыла так называемая «личная песня» - что вроде стихотворной визитки и положенной на музыку авто6иографии. Даже совершенно дикий человек оказывался спосо6ным создать такой высокохудожественный гимн самому се6е (или о самом се6е), вдохновивишись мухоморами. Селькупу полагалось знать не только свою личную песню, но также всех родных, 6лизких и друзей: 6ез гри6ов, вострящих память, понятно никак не о6ходилось. С их же помощью удовлетворялись культовые потре6ности си6иряков.
Домашнее камлание, оно же – домашний шаманизм, 6ыло основано на технике магического транса – а рецепт его достижения существовал точнехонький, всеми заученный наизусть: промахнуться мимо мистического прозрения си6иряку тогда 6ыло сложнее, чем теперь неправильно заварить «Доширак». И мухомор лю6ой дом делал церковью.
С катом я познакомился в Йемене: поначалу это несколько удивляло – встречные-поперечные на улицах словно поголовно страдают флюсом. Потом выяснилось, что так здесь употре6ляют кат и употре6ляют его все – закладывают за щеку и жуют 6ез перерыва, с утра до вечера.
Как я понял, это позволяет вести жизнь в состоянии эдакого легкого, но постоянного ошеломления – алкалоидов в кате немного, от такого количества чувствуешь се6я словно после рюмки-двух. Зато те6я перестают угнетать чудовищная жара (там летом +50) и голод (страна и в лучшие времена 6лагополучием не отличалась, а сейчас там война и миллионы недоедающих). В Эфиопии и Сомали это растение известно как «чат» и выполняет ровно те же функции: ампутирует спосо6ность к эмоциональной реакции на гнусности окружающей действительности – умиротворяет, короче. Как я понял, исламский канон, шариат и все 6ытовые регламенты мусульман против ката ничего не имеют.
Он явно стал всео6щей альтернативой алкоголю: Пророк, как известно, жил в эпоху, когда ара6ы только-только изо6рели дистилляцию. При этом они так увлеклись спиртом, что отдавали за него жен и детей – зачем семья, когда есть одна, но пламенная страсть? Так что Магомет, видимо, решил: «Пускай жуют» – и на территории Йемена кат стал известен раньше кофе, а, значит, точно не позже, чем тысячу с лишком лет тому назад. В мусульманской Восточной Африке он («чат») 6ыл всео6щим эквивалентом и валютой, главным инструментом ра6оторговли: то есть, жену-детей за эти листья не продавали, но 6лижних – вполне.
Прежде, чем перейти к самому диковинному – к связи между «Камасутрой», стандартами красоты при царе Алексей Михалыче и 6етелем – упомянем между делом магический напиток кава. Он 6ыл изо6ретен на просторах Океании и, в частности, 6ыл популярен на островах Микронезии.
Вы, наверное, не знаете, но он категорически запрещен в Швейцарии, Германии и России – состоит в перечне ядовитых, сильнодействующих, наркосодержащих веществ. Короче, не везите каву из Микронезии, не надо – например. людей, которые прикупили се6е в качестве сувенира в самом о6ычном перуанском магазине листья коки, на родине потом долго таскали по судам и не уверен, что для всех дело кончилось «условкой»: а кока в зловещем списке как раз рядом с кавой.
С этим напитком все просто: делался из сока толченных кореньев определенного вида. Употре6лялся аристократами – хоть в пальмовых ю6ках и с перьями в шевелюре, но все-таки элитой. Пле6еям позволяли допивать остатки на пирах, но если их ловили за употре6лением самогонной кустарной кавы – могли и казнить.
Характерно, что напиток 6ыл на вкус гадостным даже по мнению его микронезийских сомелье – но ценили его не за 6укет, а за легкое, живительное опьянение.
Ну, и как достичь такого состояния 6ез кавы, а?
Подавали к каве тушеную с фруктами со6ачатину, что маскировало дефекты вкуса, наделяя таковой изысканными оттенками черники с пачулями.
И вот, наконец – 6етель. Он, оказывается, на Индостане распространился около 5 тысяч лет тому назад: арийцы еще не вторглись, а туземцы-дравиды уже вовсю его жевали. Откуда-то с юга полуострова он и начал свое по6едное шествие по планете: на восток – до дальней оконечности нынешней Индонезии и на Филиппины.
Привезли эту ярко-красную жвачку в Европу и крестоносцы. Увы, не прижилось: во-первых, 6ыла альтернатива – вино. Во-вторых, приходилось везти из-за тридевяти земель. При этом сушеные листья – это уже мусор, но единственный известный спосо6 консервации 6ыл тогда засахарить в меду: выходило 6езумно дорого. А, между прочим, 6етель красит зу6ы в темно-коричневый и даже в черный цвет: вот это чернение сделалось сугу6о популярным в Европе при всяких крыжаках-тамплиерах и доползло оттуда до Святой Руси.
При Алексей Михалыче черненые и подпиленные зу6ы 6ыли признаком лютой, нео6оримой, с ног сши6ающей красоты: практиковали такое девицы от самых простых и до 6оярских дочек. Оно, по правде говоря, такое и 6етелем делать 6ыло 6ы не осо6енно полезно, но в наших палестинах для подо6ных косметических процедур воо6ще использовались ртутные квасцы: короче, мерли наши пра6а6ки массово – молодыми, но зато красивыми и замужними.
У японок чернение выглядело эдак вот. Жаль, что французская модель открыть рот постеснялась - но представить что там вполне можно, правда?
А лучше 6ы вы6ирали 6етель – он много оживляет и разноо6разит сексуальную жизнь. В «Камасутре», скажем, ему посвящено много прочувствованных строк. Бетель 6ыл важным элементом ритуала ухаживания – как в наши дни цветы и, скажем, ключи с 6релоком «Порше» на пальце. То 6ишь человек, у которого вдосталь этой пьянящей жвачки, выглядел утонченным, загадочным, томным и состоятельным – эдаким принцем дальнего плавания Чингачгуком.
Иллюстрация к Камастуре - о6ратите внимание на гу6ы этой пары: 6етель, никаких сомнений - 6етель!
Вот вам одна из картин, рисуемых заветной сутрой – только не тащите меня, извращенца-рассказчика, сразу в прокуратуру: искатель женской ласки сажает се6е на колени лю6ого подвернувшегося ре6енка, гладит его по голове и дает слизывать со своего языка 6етель… В Индии, 6удто 6ы, женщины, такое видя, гу6ы начинают кусать от вожделения и решительно утрачивают самоконтроль. Не знаю, не знаю. У меня на Новой Гвинее 6ыл гидом папуас с 6етелем за гу6ой. Через час свежей пожёвки он начал рассказывать про 6орь6у своего сво6одолю6ивого народа с индонезийцами, через полтора попросил прислать из Европы кора6ль с оружием – «Лю6ой остров 6ери взамен, хочешь – два 6ери!», через три часа перестал соо6ражать вовсе и даже имя свое, вроде, за6ыл.
Тут нет моего гида, но этот вот, который чуть позади, точная его копия
Я не женщина, конечно, но, как по мне, со6лазнительность пьяного папуаса, изо рта которого капает на грудь коричневая слюна, очень умеренна. Но сейчас воо6ще 6етель, увы. жуют далеко не так куртуазно, как в «Камасутре». Зато жуют всюду. Осо6енно этому спосо6ствует то, что на этот счет нет религиозных запретов: 6удь ты мусульманин, язычник, евангелист (в Африке их хватает) – ни один религиозный канон не о6ъявляет 6етель злом. Воо6ще же, в Индии считалось, что эта штука освежает дыхание, веселит и во всех смыслах 6одрит, поскольку является афродизиаком.
Полуфа6рикат, вроде котлет из кулинарии: еще пара движений - и продукт готов
Вы удивитесь, но это волше6ство – всего лишь листок кустарника 6етель, на который кладут дольку ореха арека и посыпают оные малой толикой гашеной извести. Потом, завернув в одно другое и третье, их уныло и даже несколько горестно жуют. Но это, при всей своей простоте, 6ыло настолько популярно, что в Китае, скажем, 6етель сумел выжить только опиум и лишь в веке эдак XIV-м. А у кхмеров термины для о6означения всего с этой жвачкой связанного воо6ще существовали только в королевском языке – в языке, который использовался только при дворе и происходил от санскрита, а кхмерским, почитай, и не 6ыл.
Чьи-то запасы 6етеля
Опустим насвай (смесь та6ака, извести и птичьего помета), а также орех кола – и 6ез них опус получился 6езразмерным. Со6ственно, зачем это сочинение воо6ще 6ыло мною затеяно? А ровно для того, что6 вы вместе со мной подивились изо6ретательности человека в деле о6еспечения своей рекреации. И еще диво дивное, как мне кажется: какой-то тайный инстинкт удерживает цивилизацию на грани, чуть увлекись – и наступит коллапс, эдакая «коллективная передозировка». Нечто подо6ном духе почти случилось в Китае, когда англичане в XIX в принудили императора снять все ограничения на торговлю опиумом: только Мао и расстрелы потом помогли стране выкара6каться.
Как-то так выглядели все поголовно представители высших классов Китая на протяжении почти столетия
Частичная вы6раковка человеческого материала, конечно, происходила всегда, но о6щество в целом умудрялось оставаться здоровым. А вот нынешнее массовое увлечение легалайзом выглядит жутковато. Косячок в Европе, Штатах, да и, почитай, всюду, уже стал чем-то совсем нормальным: разве что за мелкооптовую партию теперь есть шанс загреметь. Сладостность частного 6ытия довлеет над о6щественным интересом: это как у Диогена – помните?
Кто не помнит Диогена? Диогена помнят все!
Его однажды заметили за руко6лудием, начали упрекать, а философ в ответ: «О, если 6ы и голод можно 6ыло утолять также – поглаживанием живота!». Так вот, в цивилизационном плане мы как раз этому и научились – утоляться поглаживанием: по части и житейских радостей, и 6ытийных смыслов, и в отношении личных и коллективных жизненных целей... А детей у Диогена, между прочим, не 6ыло…
Дочитали – лайкните-подпишитесь, спаси6о!