В золотое время видеомагнитофонов, когда пиратская кассета с каким-нибудь американским боевиком, или ужасами пострашней было главным развлечением после школы, забежав на рынок к знакомым прилавкам, я надеялся купить свеженький боевичок.....ну или слэшер.
Увидев парочку кассет с названиями: "Съеденные заживо", "Седьмые врата ада" и т.п., с именами режиссеров типа Уьберто Лецци и Лучио Фульчи, я решил, что это что то новое про монстров и мистику, и приобред несколько кассет. Челюсти и Омен уже были в моей коллекции на полках, посему решил приобрести и это, тем более я тогда вообще не знал, что итальянцы что-то могут снимать кроме сериала Спрут)))))
Однако увиденное на экране меня малость... Озадачило.
Конечно с насилием американских слешеров мы все тогда уже познакомились. "Пятница 13е" и "Кошмар на улице вязов" уже были в коллекциях всех видеоманов того времени. Однако это было что то совсем из ряда вон выходящее.
При практически полном отсутствии нормально выстроенной истории, топорных диалогах и бездарной игре и некачественных операторских ракурсах, все внимание уделялось именно кровавой вивисекции над женщинами, и чаще всего с сексуальным подтекстом. Даже мужчины в этом фильмах погибали достаточно быстро и без проволочек. Но с женщинами там вытворяли воистину изуверские вещи.
В американских слешерах жестокости тоже хватает, но там все было подчинено закону жанра, созданным еще Хичкоком. Создать грамотную атмосферу напряжения, плавно подводить к моменту кульминации, или же неожиданно вывести на скример. Смерть персонажа, пусть и по ужасному изощренная, не была центральным результатом, а лишь пугающим мгновением, создающим всплеск адреналина, для дальнейшего продвижения сюжета.
В жанре джалло (как я потом узнал, что таких фильмов великое множество) внимание этим деталям уделялось, но совсем под другим углом.
Как поджанр джалло определяется визуальным содержанием, в то время как сюжетные линии варьируют от готики и триллера к мелодраме. Отличительными признаками джалло является обилие долгих, кровавых и изощрённых сцен убийств, необычная работа с камерой — убийства, часто показываемые «глазами убийцы». Демонстрация его самого ограничивается, как правило, показом рук в перчатках — преимущественно чёрных и кожаных (в фильмах Дарио Ардженто это были его собственные руки). А психологический портрет убийцы складывается из безумия и паранойи. Сама личность убийцы и его мотивы проясняются только в конце кинофильма. При этом убийцей обязательно является один из основных персонажей.
Обязательно присутствуют откровенные сцены эротического и сексуального, но не порнографического характера и оригинальные музыкальные аранжировки. Причем в некоторых фильмах такого характера, снимались порно актеры - оно и понятно: Кто из театральных и киноактеров захочет сниматься в таком непотребстве
Кинематограф стал адаптировать джалло в начале 1960-х годов. Первоначально это были экранизации книг, но позднее, с приходом в жанр Марио Бавы и Дарио Ардженто, кинофильмы джалло породили свой собственный, особый поджанр. В самой Италии данные фильмы называли триллерами, а как «джалло» они были известны исключительно за границей.
Самым первым джалло кинокритики считают фильм Марио Бавы «Девушка, которая слишком много знала» 1963 года, название которого представляет собой отсылку к знаменитому фильму Альфреда Хичкока. Именно этот фильм содержал несколько элементов, которые впоследствии стали характерными для всего жанра: признание литературного первоисточника (Нора Дейвис читает детектив в самолёте в начале фильма); классический протагонист — иностранец в Италии; исследование вуайеризма в подтексте убийства; одержимый детектив-любитель, а также набор неожиданных поворотов сюжета.
Все увиденное заставило меня думать, что у этих итальянских режиссеров явно что то не то с психикой. Заострять внимание именно на страданиях, потрошении, расчленении и паническом шоке, когда жертва даже не может шевелиться (что порой совсем уж глупо выглядит, как в Седьмых вратах Фульчи) - выглядит как обнажение каких-то непотребств разума, пароксизмов похоти, извращенных, садистских сексуальных фантазий. Особенно это заметно в фильме "Ад каннибалов" Руджеро Деодато.
Хотя первый фильм о каннибалах имел свою идею и весьма актуальную в современном мире, когда борьба за хайп и лайки в соцсетях, толкают на изуверские вещи. Идея возмездия "цивилизованным" кинодокументалистам, которые оказались садистами и аморальными ублюдками была кульминацией, грамотно подведенной режиссером в конце фильма.
Но потом, было снято целое сонмище продолжений в ключе джунглей и злобных туземцев, но уже в бездарном порнографическом ключе, без какой-нибудь доли здравого смысла.
Однако, в дальнейшем я узнал, что в понимании итальянцев, жанр джалло создавался под влиянием религиозной живописи средневековья, особенно той ее части, где изображено покаяние и муки веры женщин...
В их понимании - женщина вместилище греха, которой надо пройти через муки очищения, чтобы очиститься перед Богом. И итальянский джалло перенял именно эту концепцию отношения к женщине
Конечно, стоит отметить, что среди фильмов подобного толка встречались и весьма интересные работы, оказавшие влияние и на голливудский кинематограф тех лет. Это и "Сусперия" Ардженто, с продолжением (третий фильм откровенно просел), и дилогия "Демонов" Ламберто Бавы....
Ваше мнение о данном жанре