Найти тему

Секрет картины Репина, о котором сам Репин так и не узнал

В 1913 году шедевр Репина "Иван Грозный убивает своего сына" пострадал от рук вандала. Иконописец и старообрядец Абрам Балашов с криком "Довольно смертей, довольно крови!" набросился на картину и нанёс ей несколько сильных ударов ножом. Лица обоих героев, царя и его сына, оказались испорчены.

Как вам наверняка известно, картину после этого успешно восстановили - и она долгие годы спокойно выставлялась в Третьяковке. Однако мало кто знает маленькую тайну этой реставрации, которую скрыли даже от самого Ильи Ефимовича Репина - хотя он лично занимался процессом!

Прибыв в Третьяковскую галерею после инцидента, 69-летний Репин пришёл в отчаяние: он был уверен, что его лучшая картина испорчена безнадёжно и реставрации не подлежит. Но попечитель музея и команда реставраторов убедили художника, что есть шанс возродить шедевр: за техническую починку холста готов был взяться сотрудник Эрмитажа Дмитрий Фёдорович Богословский, а Репину предложили после этого заняться восстановлением самого слоя краски. Репин согласился - и план привели в исполнение. Богословский успешно подклеил холст, сделав подложку из нового чистого холста, а Репин взял в руки кисти и краски.

Но когда в галерею прибыл ученик Репина, Игорь Эммануилович Грабарь, он просто ужаснулся.

Голова Ивана Грозного была в каких-то новых лиловых тонах, которые совершенно не подходили к общему колориту картины и вообще резко отличались от тех красок, что были ранее. Ещё больше Грабарь ужаснулся оттого, что Репин считал свою часть работы выполненной очень удачно.

Автопортреты Репина и Грабаря
Автопортреты Репина и Грабаря

Всё объяснялось тем, что с возрастом у Ильи Ефимовича начались проблемы со зрением. Склера его глаз пожелтела, и поэтому Репина, когда он рисовал, тянуло к холодным синеватым оттенкам. Из-за этого дефекта художник вообще не понимал, что выбрал не те оттенки для реставрации.

Пока краски не высохли, Грабарь, ставший к тому моменту новым попечителем галереи, успел тайно от Репина стереть их. И вдвоем с Дмитрием Богословским они за неделю отреставрировали картину в нужной гамме.

Репин об этом так никогда и не узнал. Когда он увидел свой шедевр через несколько месяцев, он даже не заметил, что его работу исправили.

Вот такой секрет у этой картины.

_____________________

📌Посетить выставки в Москве: vekarta.ru
Режим работы до 19 марта:
Будни с 12:00 до 21:00
Выходные с 11:00 до 20:00