Я уже много раз писала о том, что школьные проблемы у Леры начались после двух лет семейного обучения. Хочу поговорить подробней о том, что это за обучение такое, каким оно по идее должно быть, кому подходит, а кому категорически нет (на мой взгляд). Ну и как училась на дому с мамой Лера.
Сначала разделим понятия. Есть обучение очное, классическое. Ребенок ходит в школу, приносит оценки, сдает экзамены. Есть домашнее. Это когда ребенок по каким-то причинам не может ходить в школу, и учителя приходят к нему на дом или занимаются дистанционно. Чаще всего такую форму обучения выбирают родители детей с ограниченными возможностями. И семейная форма — это когда родитель пишет заявление в школу или в местный департамент образования и полностью берет обязанности по обучению ребенка на себя.
В заявлении оговаривается школа, к которой ребенок будет прикрепляться на время сдачи аттестаций. Аттестации — это что-то типа контрольных, зачетов, по некоторым предметам проектов. При этом родитель имеет право установить периодичность аттестаций. Кто-то сдает их из четверти в четверть, кто-то в конце года, а кто-то и вовсе указывает в заявлении, что ребенок сдаст аттестации сразу за 9-й класс или там за 11-й. Сдает аттестации ребенок либо с каким-нибудь рандомным классом (если это контрольные или тесты), либо сам, наедине с комиссией учителей (если это какой-нибудь проект-презентация). И естественно, родители ребенка имеют право учить его по любым учебникам, то есть, главное, чтоб по итогу ребенок пришел, все сдал и остался молодцом.
Сразу скажу, что я не буду гнать волну на семейное образование. По-моему идея классная: дома ребенок на сто процентов будет отрабатывать учебный материал. Ему будет проще объяснить какие-то темы, если он их не понял. В конце концов, родителю даже не обязательно заниматься с ребенком самому — можно заплатить какой-нибудь онлайн-школе (их, сейчас, кстати, масса).
Тем более я не буду ругаться на такую форму обучения, потому что у меня есть положительный пример. У моей знакомой есть сын пятиклассник, и он отличник. Примерно полгода из-за проблем со здоровьем пацан учился на дому с мамой. Мама нашла кучу классных сайтов и ютуб-каналов, где учителя прям ведут уроки, показывают примеры и рассказывают всякие темы. Вот они вместе сидели и учились. Но вернемся к Лерке.
Мама Леры была недовольна современной системой образования (А кто ей доволен сейчас, мне кажется никто. Ну да ладно)). Вероника забрала дочь домой, сказав, что будет заниматься с ней по самым лучшим советским учебникам. Вот тут первое НО. Ведь всякие ЕГЭ и ОГЭ далеки от советских стандартов. Детей сейчас с первого класса натаскивают на тесты! Мне это тоже не нравится, однако как сдать экзамены в другой форме? По ходу ведь никак.
Второе НО. Вероника попросту выдала детям книжки, но никак не организовала учебный процесс. Когда я занималась летом с Лерой, у нас было четкое расписание — во столько-то учимся, во столько-то перемена, заканчиваем тогда-то. Затем Лера сдавала тесты онлайн и проверяла знания. Вероника сказала Лере: «Твои оценки — твоя ответственность». То есть Лере в ее тогдашние 9-10 лет предлагалось самой организовать свой режим труда и отдыха. Может и есть на планете дети, которые от природы обладают самодисциплиной и чувством ответственности. Но это не про Лерку точно. Вот она и шаландалась по селу, купалась в речке, играла с собаками. Но никак не училась.
Третье. На мой взгляд, если брать всю учебу ребенка на себя, не полагаясь на репетиторов, то надо быть оочень разносторонне развитым человеком. Проще говоря, надо не только одинаково хорошо понимать и русский язык, и математику, но и уметь все это объяснять. К примеру, я пишу достаточно грамотно, но не могу сходу рассказать правила русского языка за пятый класс. Слишком давно в моей жизни фигурировали морфемы или признаки имен существительных! Да и не педагог я... Прежде чем начать занятия с Лерой, я долго готовила учебные планы. Читала учебники, сама многое вспоминала. И это только один предмет! А сдать аттестации надо по 13-ти. В том числе по физкультуре (письменно, реферат), музыке (презентация и ее защита), технологии (тут либо готовка, либо шитье). Но мама Леры забила на эти подробности болт.
В итоге ребенок один год кое-как закончил и перешел в пятый класс. Затем они всей семьей переехали в село, где вся эта ахинея продолжилась. Потом мама забеременела и уехала в больницу на четыре месяца. И закончила Лера пятый класс с восемью двойками.
Кому на мой взгляд, подходит семейное обучение? Исходные данные - родители, люди с высшим образованием, желательно педагогическим, имеющие детей с повышенным чувством ответственности и реальным желанием учиться. Еще классно, чтоб родитель при этом не работал и мог полностью посвятить себя учебе ребенка. Подойдет людям, у которых много денег, настолько много, что они могут отключиться от процесса, доверив его профессионалам — репетиторам или онлайн-школе. Но точно не таким людям, как мама Леры.
П.С. Все вышеизложенное — исключительно мое мнение по конкретной ситуации. Я уверена, что у вас есть примеры успешного семейного обучения. Не будем спорить — лучше расскажите свои истории.
#школа #сновавшколу #мачеха #учеба #учимсядома #образование #семейноеобучение #воспитание #нашидети