Один из топовых российских тяжеловесов, чемпион мира по боевому самбо Алексей Олейник дал интервью для портала Международной академии боевого самбо CSAMBO.COM.
Мы поговорили о начале его пути в боевых искусствах, как он впоследствии попал в боевое самбо, о планах на будущее и другом.
- Алексей, расскажи, с какого возраста ты в единоборствах и почему выбрал этот путь?
- В единоборствах я с 19 лет. Да-да, именно в этом возрасте я пришел в спортзал. Но выбор секции для меня оказался непростым занятием. Хотелось получить именно такие навыки, которые были бы полезны в простой уличной драке. В свое время я пытался записаться на секции дзюдо, тхэквондо, каратэ, вольной борьбы… Когда я пришел на дзюдо, мне говорили, что бить нельзя, душить нельзя, руки выламывать тоже нельзя, с лежачим делать ничего нельзя. Все нельзя! Но на улице я видел, что людей бьют… Тоже было и на боксе, где нельзя бороться и бить ногами. Вот ты смотришь на это все и понимаешь, что на улице или в школе тебя могут схватить, свалить, заломать... И однажды мне попался зал джиу-джитсу. Я попробовал и был очень рад, что там можно было делать все, что можно делать на улице: хватать, бить, бороться как в стойке, так и в партере. Все, что можно в жизни, можно было и там. Занимаясь единоборствами, к этому и нужно готовиться, я считаю, а не к чему-то сепарированному.
- Ты был членом клана джиу-джитсу Минамото, выступал по боям без правил. А как ты пришел в боевое самбо?
- Моя базовая техника – это джиу-джиу-джитсу. Затем оно у же с годами и опытом, с добавлением других техник, включая боевое самбо, было модифицировано. Но все равно, все, что я делаю – это, в первую очередь, именно джиу-джитсу! Когда я пришел в боевое самбо, я был уже черным поясом. Я тогда приехал в Москву на небольшой период времени, полгода или год. Мне нужно было где-то тренироваться, хотелось и дальше развивать свою технику. Буквально по карте нашел клуб боевого самбо, который был недалеко от того места, где я проживал. Вот так вот абсолютно случайно, хотя нет, наверное, не случайно, меня Господь послал к Валерию Валентиновичу Волостных в клуб боевого самбо Московского энергетического института. И с тех пор мы с ним дружим, общаемся, и когда я приезжаю в Москву всегда стараюсь прийти в зал МЭИ и потренироваться с ребятами.
- Как ты считаешь, боевое самбо по духу чем-то отличается от ММА?
- На мой взгляд, ММА сейчас начинает загрязняться. Бойцы стали больше говорить, чем пахать в зале. А ведь во все времена считали, что мужчина не должен быть многословным. Боевое самбо – это дисциплинированный вид спорта, который выделяется крепостью характера. И этим, слава Богу, боевое самбо пока отличается.
- Родиной современного боевого самбо считается подмосковный Жуковский. Оттуда Волостных, Тихонов, Жуков, братья Лапкины. Знаем, что ты не раз приезжал в этот город. Какое самое яркое воспоминание оттуда?
- Да, я был в Жуковском неоднократно. Выступал на соревнованиях, проводил мастер-класс. Одно из ярких воспоминаний – это, конечно, победа на международном турнире по боевому самбо памяти Георгия Павловича Долголенко в 2007 году.
- Борьба в партере – это, безусловно, твой конек. Вообще, среди спортсменов, кто-то работает лучше в стойке, кто-то в партере, кто-то универсален. На твой взгляд, это от природы некая предрасположенность или, в любом случае, это результат упорных тренировок?
- Да, какая-то предрасположенность к партеру у меня есть. Считаю, что ее можно разглядеть с первых шагов, когда человек приходит на единоборства. Ты начинаешь тренироваться и понимаешь, что тебе больше нравится набрасывать удары или завязываться в борьбу. Вот тут, наверное, уже рождается ударник или борец. Хотя в ММА это довольно размыто сейчас.
- Ты сейчас живешь и тренируешься в Штатах, скучаешь по русским березкам?
- По березкам не скучаю, но очень скучаю по друзьям, соратникам.
- Занимаются ли твои дети спортом и каким? Есть ли у кого-то желание пойти по стопам отца и стать профессиональным спортсменом?
- Мои дети занимаются плаванием пять раз в неделю. Парни также занимаются на данный момент вольной борьбой (freestyle wrestling) два-три раза в неделю. При этом еще два-три раза в неделю у них музыка. И перед этим и парни, и девочки отзанимались по 1,5 – 2 года джиу-джитсу. Я бы не хотел, чтобы они становились профессиональными спортсменами, но они должны уметь за себя постоять на улице.
- Чем планируешь заниматься после завершении карьеры? Вернешься в Россию или останешься в США?
- Пока не думал об этом. Все будет зависеть от возможностей и предложений. Я могу жить в любом месте, хоть в Австралии или в Китае. Придерживаюсь принципа - лишь бы ты был нужен в том месте, где ты находишься. Вот там, где я буду востребован, там я и буду жить, наверное. Время покажет.
- Алексей, спасибо тебе за интервью. Напоследок дай, пожалуйста, совет молодым спортсменам, которые уже занимаются или планируют заниматься боевым самбо.
- Вы никогда не станете супер чемпионом ни за одну, ни за две, ни даже за десять тренировок. Для этого нужна долгая и тяжелая работа. Ничего иного пока не придумано. Никакой супер боец не приедет и не покажет вам три своих коронных приема, после изучения которых вы тоже сразу станете супер чемпионом. Нет! Те приемы, которые люди делают на всех соревнованиях, известны всем. В нокаут посылают обычно с помощью прямого или бокового, апперкота. Все делают болевые и удушающие с помощью болевого на руку, треугольника, ахиллеса, пятки, гильотины. Эти приемы нужны отработать множество раз, потом уже применять их в тренировочных схватках, и уже потом на соревнованиях. Остальные приемы достаточно редко применяются в смешанных видах единоборств. Никаких секретов и волшебных лестниц нет. Есть только ваш труд! Чем больше в свою подготовку вы вложитесь телом и мозгами, тем больше результаты будут радовать и вас, и тренера. С Богом!
Беседовала Татьяна Хаустова