Найти тему

МАЛЬЧИШКИ И ДЕВЧОНКИ, А ТАКЖЕ ИХ РОДИТЕЛИ!

МАЛЬЧИШКИ И ДЕВЧОНКИ, А ТАКЖЕ ИХ РОДИТЕЛИ!

А читал ли кто-нибудь из вас повесть Юрия Сотника "Эликсир Купрума Эса"? Я, вот, на волне моих нынешних интересов перечитал, и теперь задаюсь вопросом: чего в этой книжке больше: научной фантастики или социальной?

Научно-фантастическое допущение в сюжет повести заложено следующее. Старый учёный, уволенный из института по каким-то личным причинам, устраивается руководителем кружка во дворце пионеров, а по ночам тайно проводит опыты. В результате опытов у него получается чудодейственный эликсир. Выпивший его человек на несколько дней получает способность внушать окружающим свою волю, отдавая приказания. Правда, этот напиток получился тошнотворной гадостью, и выпить его учитель так и не смог. А вот внучка его подруги юности, пятиклассница, оказавшаяся не совсем случайной свидетельницей, смогла.

Одновременно в книге, совсем как в голивудских фильмах, на фоне маленькой личной драмы развивается большая общественная драма. Главные герои - пятиклассники - мечтают попасть в научное общество при районном дворце пионеров. Общество - это не просто сеть кружков слесарей и авиамоделистов.

"...Некоторые члены этого общества выполняли исследования по заданию настоящих учёных из настоящих научно-исследовательских институтов и конструировали приборы по поручению настоящих заводов и фабрик. Дворец был построен сравнительно недавно; шефы не поскупились на оборудование, и таких мастерских и лабораторий, как у этого районного дворца, не было даже в городском Дворце пионеров".

Проблема в том, что в общество принимают школьников начиная с седьмого класса. Но несколько пятиклассников уже чувствуют изобретательский зуд, досадуют на такое положение дел и встречают поддержку старшего брата одноклассницы. Брат подсказывает: опросите всех учеников четвёртых, пятых и шестых классов, кто чем увлекается, и напишите статью в общешкольную стенгазету. Все прочитают, обсудят - можно будет и поговорить с директором о создании в обществе "пионерского" филиала.

Не без трудностей, но всё так и происходит. Директор дворца пионеров сам прочитывает статью и говорит: "Спасибо, хорошо написано. Только всё это нереализуемо. У нас нет такого количества свободных учебных классов и ставок педагогов".

Тут главная героиня и решает воспользоваться своим "магическим даром" и заставить директора принять в общество всех пионеров. Главная интрига, ясное дело, дальше развивается в том направлении, что из это получилось. Но сейчас, после перечтения книги, самым интересным мне кажется другое.

Статью в школьной стенгазете прочитывают также и педагоги и сами между собой обсуждают в учительской инициативу пионеров. Некоторые одобряют, говорят, что, вот они, плоды просвещения в действии. Современные дети всё гораздо быстрее схватывают и вообще... Но некоторые недовольны, говорят о том, что вредно пионерам слишком много воображать о своих знаниях и умениях. Сначала надо повзрослеть, преуспеть в делах смирения и послушания перед авторитетом учителей, да и в таких элементарных "рутинных" делах, как ежедневная работа на уроках и над домашними заданиями. А к седьмому классу - можно и поговорить.

Вот это мне интересно. Я как раз сейчас изучаю историю профессиональных научных сообществ. С моей любительской точки зрения картина вырисовывается смутная, но интересная.

В середине восемнадцатого века в разных странах Западной и Восточной Европы стали зарождаться, условно говоря, "научно-практические" общества. Общества занимались какой-нибудь обозначенной в названии наукой, но его членами были не только учёные, но и просто состоятельные аристократы, желающие быть спонсорами, меценатами или волонтёрами в деле развития науки. Условием вступления, как правило, была рекомендация двух действительных членов общества, но труды его могли быть не обязательно "профильными".

Учреждённое Екатериной Второй в 1765 году Вольное Экономическое Общество России стало первой научно-общественной организацией в России и вторым в Европе экономическим обществом после Парижского. Его основателями были помещики, желающие повысить эффективность своих хозяйств. По мере развития наук и технологий членами общества становились почвовед Василий Докучаев, химик Александр Бутлеров, ботаник Андрей Бекетов. За свою хозяйственную и просветительскую деятельность в члены общества был принят также Лев Толстой.

Но к середине девятнадцатого века случился настоящий бум научных обществ. Русское Географическое Общество, Русское Историческое Общество, Русское Генеалогическое Общество и многие-многие другие - это только "центральные" общества, именуемые Императорскими, президентами (или главами попечительского совета которых был кто-нибудь из представителей императорской семьи). А были ещё локальные общества при университетах или губернских правлениях.

Большинство научных обществ России прекратили своё существование в годы Первой Мировой или Гражданской войны. Некоторые продолжили работу в эмиграции и просуществовали до смерти своих лидеров.

Довольно многие университетские научные общества продержались до начала тридцатых годов, но самораспустились с началом кадровых чисток "врагов народа".

Самые "удачливые" научные общества - такие как Русское Географическое - были просто включены в состав Академии Наук СССР. Немножко напоминает "литературный сценарий", когда был учреждён Союз Писателей СССР.

Но самое удивительное - то, что ещё в первой половине восьмидесятых годов, до Перестройки, среди учёных начали появляться энтузиасты, выступающие за возрождение научных обществ. Так, в 1981 году академики-экономисты Абель Агангебян и Тигран Хачатуров инициировал возрождение Вольного Экономического Общества.

Но это уже восьмидесятые, а повесть Юрия Сотника вышла в 1978. Повесть про удивительное научное общество для школьников под крышей районного дворца пионеров. Да, в большом городе, да в новопостроенном по последнему слову техники (и по щедрому размаху бюджета) районе.

Но могло ли такое быть? Фантастика?

Что думаете, друзья?