Найти тему
Открываю Крым

Туркменские байки. Спасательная операция

Оглавление

В Капланкырский заповедник часто приезжали поработать научные сотрудники, просто натуралисты, а чаще всего - студенты, это им засчитывалось за практику. Очередные воспоминая об одном событии, но от лица двух человек. От Лены Черновой и от студентки 1987 года Тани Дрёминой.

Стационар Черновых находился на берегу Сарыкамышского озера, на территории подведомственного заповеднику заказника. На озере обитали редкие птицы, за которыми орнитолог Володя Чернов вёл наблюдение. А Лена, ботаник, следила за динамикой кормовой базы для нашего небольшого стада куланов, которых привезли в заказник из Бадхызского заповедника. Это было ещё одно важное мероприятие: реинтродукция редкого вида. Но об этом будет отдельная публикация. Итак, события июля 1987 года...

Рассказ Лены Черновой, "спасателя":


"В тот сезон летом с нами на берегу стояли ещё сотрудники; Антипов Сергей с женой. К ним приехала племянница лет 15-ти и студентка биофака Татьяна Дрёмина.

Стационар на озере Сарыкамыш. Палатку почти не видно из-за густой растительности. Фото автора
Стационар на озере Сарыкамыш. Палатку почти не видно из-за густой растительности. Фото автора

В один прекрасный день Володя собрался на дальние острова проверить колонии пеликанов. С ним собралась большая компания: Галя Антипова, ее племянница, Таня и Юра наш. Лодок было две, но управлял ими только Володя, Сергей не брался, он посуху на мотоцикле только ездил. Володя взял «Прогресс», и они уехали. Я осталась с годовалым Павликом, Сергей ушел на маршрут. Мы тоже сходили на ближние площадки, и Сергей вернулся, и время уже к вечеру, а нашей «Прогрессивной» команды нет. Я уже к тому времени - калач тертый- сижу ровно, а Сергей разволновался, расспрашивает куда поехали, сколько плыть туда, что за места, как лодка у них. А потом говорит, может поедем к ним? Конечно, если бы они к ночи не вернулись, и я бы запереживала, но ехать с годовалым ребенком с неопытным водителем, не знающим озера, на ночь глядя?... Но и отказать я не могла. Закутала Павлика в одеяло, села в Южанку, старую протекающую лодку, указала примерное направление и «алга!». Начинало штормить, что видимо дополнительно заставляло волноваться Сергея. Просто удивительно, что лодка завелась без проблем, хотя моторы у нас были те ещё...

Лодка на Сарыкамыше, основной транспорт. Фото автора
Лодка на Сарыкамыше, основной транспорт. Фото автора

Надо сказать, что я озеро знала плохо, я не считала нужным даже запоминать, места помнила конечно, но сориентироваться самой... Наверно Сережа карту смотрел перед тем, как меня просить. Озеро, на минуточку, 90 на 70 км и островов немало. Я очень удивилась, что мы с ними встретились вообще.
Наша встреча состоялась км в15 от нашего стационара и, которая оказалась роковой на этот вечер и следующее утро.. Компания на «Прогрессе» удивилась, увидев нас. Они просто пережидали шторм на острове. И когда мы подплывали уже хотели плыть домой.
Мы посмеялись, обменялись впечатлениями, Галя пересела в нашу лодку и мы стали заводить моторы. Почему-то ( свечи заливало) без гаечного ключа они заводиться не хотели. Володя кинул ключ Серёже,он завел свой мотор и дал ключ Гале, сидящей ближе к Володиной лодке , что бы она кинула его обратно. Бросок был почти удачным, ключ ударился об нос лодки , отскочил и упал в воду как хороший прыгун - без брызг. Все оторопели. Сережа от неожиданности заглушил мотор. Достать ключ было нереально, глубина была не очень большая, но дно очень топкое. Совещание было коротким, рядом был рыбацкий кош. Рыбаков там мы не надеялись застать, но хоть разжиться инструментом и какой-нибудь едой надежду имели.
Не могу вспомнить, что же мы ели в конце концов: лапшу вроде бы какую-то нашли и какао. Ну не знаю! Чем то же я кормила годовалого ребенка! Да и Юра ещё совсем малыш был. А вот не помню! Ночевали где-то в вагончике на грязных матрасах. Утром Володя с Серёжей ремонтировали лодочный мотор. Видимо он завелся как-то неожиданно для них, так как лодка была на якоре, и когда она рванулась с места, веревка, держащая якорь, лопнула. Плыть без якоря нельзя и наши мужчины задумались. Позаимствовать валяющийся на берегу хотя бы на время рыбацкий якорь им не позволяло воспитание.) Пришлось настоятельно это порекомендовать и убедить, что они потом вернут этот якорь в целости и сохранности. Только после этого мы смогли покинуть рыбацкую стоянку и отплыть к родному берегу. Якорь потом вернули, мне кажется. Или рыбаки сказали, что у них их навалом.

Сарыкамыш: гнёзда в совместной колонии бакланов и пеликанов. Фото автора
Сарыкамыш: гнёзда в совместной колонии бакланов и пеликанов. Фото автора
Пеликаны на озере Сарыкамыш и их гнёзда. Фото автора
Пеликаны на озере Сарыкамыш и их гнёзда. Фото автора

А вот воспоминания Тани Дрёминой об этом же событии с лодки, которую "спасали":

"Смотреть на колонии пеликанов на Сарыкамыше мы собрались пасмурным утром. Помню, как мы садились в лодку с Володей Черновым, племянницей Гали и трехлетним Юрой. Лена дала сыну пару пряников в дорогу, и мы отправились. Поездка планировалась на пару часов- съездить до пеликаньего острова, посчитать гнезда и вернуться. Мы доехали, меня поразило множество дохлых птенцов бакланов, видели ли мы пеликанов – не помню, помню только высокие цилиндры гнезд, в которых почти не было птенцов, так как уже был июль.

Гнездо баклана на Сарыкамыше. Фото автора
Гнездо баклана на Сарыкамыше. Фото автора
Так кольцевали птенцов пеликана на Сарыкамыше. Фото автора
Так кольцевали птенцов пеликана на Сарыкамыше. Фото автора

Мы двинулись обратно, дул свежий ветерок, солнца так и не было. Довольно скоро ветер усилился и волны стали расти, и доросли до 2-3 метров в высоту. Наша лодка маневрировала между больших волн, и я стала думать, кого и как спасать, если мы перевернемся. Явно мне доставалась племянница Гали, а я не знала, умеет ли она плавать. Потом мотор стало заливать волнами и заводить его было бесполезно. Мы отдались на волю волн и вскоре нас вынесло к острову. Мы причалили, высадились на берег, зашли с подветренной стороны, на берегу валялся матрац из рыбацкого домика, мы сели на него под кусты саксаула и ждали, когда закончится ветер, чтобы возвращаться назад. Было прохладно и даже брызгал дождик. Детей Володя отвлекал какими-то рассказами.

Чернов Володя с сыновьями, июль 1987. Фото из архива Черновых
Чернов Володя с сыновьями, июль 1987. Фото из архива Черновых

И вот ветер кажется почти стих, волны разгладились, мы начали думать о возвращении и тут… На горизонте появилась лодка Южанка, которая двигалась всегда с задранным носом и жутко подпрыгивала на волнах. На носу лодки мы увидели мадонну с младенцем – это были Лена, и годовалый Паша. Паша стоял, Лена держала его под ручки. На корме сидел Сергей Антипов и рулил. Не помню, что проворчал Володя, увидев жену и второго своего ребенка. Итак, мы встретились, и собрались двигаться в лагерь, но как-то так случилось, что мотор у Южанки не хотел заводиться, а потом Володя не смог завести и мотор у второй лодки «Прогресс».

До лагеря было далеко и уже темнело. Нужно было где-то переночевать, и было решено в одной лодке на веслах идти до другого острова, где была большая рыбацкая стоянка. Вторую лодку оставили на острове. Помню, что Паша и Юра уснули на дне лодки, а племянница Гали прикорнула на скамейке около меня. Мужчины гребли, светила луна и вода блестела. Мы шли вдоль каких-то камышей и о чем-то говорили. До места ночевки добрались уже ночью, и сразу легли спать на нарах в рыбацком вагончике.

Утро на острове около рыбацкого вагончика. Фото из архива Черновых
Утро на острове около рыбацкого вагончика. Фото из архива Черновых

Утром светило солнце, становилось все жарче. Из еды мы нашли зеленый чай и кусковой сахар, попили чая с сахаром и мужчины стали готовиться к поездке, ремонтировать мотор, а я пошла бродить вокруг. Нашла развешанные спутанные сети и стойки с болтающейся сухой рыбой. Она была разделана и высохла на солнце, и была совершенно желтой. Я была голодная, но пробовать такую рыбу не рискнула.
И вот, мужчины завели лодку, она рванула и что-то опять потерялось на дне… Говорят, что якорь. Какое-то время Володя с Сергеем ныряли, пытаясь найти пропажу на дне, но безрезультатно. Потом они посовещались, что-то сделали, и мы наконец отправились в лагерь. Прибыли мы обратно примерно в 3 часа дня на следующий день"

Мы же большую часть времени проводили в пустыне, но иногда наведывались и на Сарыкамыш. И озеро всегда встречало нас ласково. Даже представить не могла, что там могут случаться шторма, препятствующие передвижению лодки. Но вот случилось... Надеюсь, вам понравились рассказы Лены и Тани. Предыдущие публикации о работе в Туркменском заповеднике и жизни в этой среднеазиатской республике СССР читайте в подборках:

Туркмения
Восток - дело тонкое. Письма другу

С уважением, Елена.

#Туркмения #заповедники_Туркмении #работа_в_Туркмении #жизнь_в_СССР